Просто не вывезла она жизнь мне видится, не вижу предательства.
Ура, достала самокат, катаюсь по районам, на улице почти жара:) пока едешь - мысли крутятся...
По теме предательства Цветаевой и предательства вообще как понятия и общественной морали думала
Вот если посмотреть с позиции философии, тех же дискуссий об этических дилеммах, или с точки зрения буддизма - зла нет. Предательства тоже нет, есть закономерности и неизбежности совершения тех или иных выборов и действий.
Но это такой разреженный воздух рацио, духовности и ноосферы философии
Умом понять можно, но жить в нем, в отрыве от эмоциональной природы, регулирующей в том числе различные коммуникации с социумом - вряд ли возможно.
Ну, может, когда ты старец сильно пожилой и просветленный...
А так, для жизни обычной, человек опирается на какой-то эмоционально заряженный цензор по отношению к поступкам окружающих и своих собственных.
Причём этот цензор имеет общественную природу изначально и дальше, по мере развития человека, существенно (или не очень существенно) дорабатывается в зависимости от жизненного опыта и уровня умственных способностей.
Есть теории на этот счёт тоже, например Теория морального развития по Кольбергу, перекликающаяся со стадиями умственного развития по Пиаже.
В общем там, чем развитее стадия тем относительнее становится привязка моральной оценки к общественным предписаниям и тем больше человек руководствуется самостоятельными умозаключениями в отношении того, что он делает и оценивает, с учётом как относительности всего, так и наличия неких универсальных принципов, которые присущи всему. В общем там уже сплошные абстрактные категории, сродни вот тому разреженному воздуху.
Вообще теория интересная, дающая каждому возможность определить что для него является ориентиром и почему, поразмышлять над этим. Большинство людей, согласно исследователям этой теории выше 4 стадии не развиваются.
Может и потому, что нет необходимости (на этом уровне уже вполне всё ясно-понятно), ну и интереса, потребности, склонности. Далеко не все любят эти умственные упражнения и оно для жизни не надо.
Кроче, у каждого есть в любом случае своя концепция и представление о "плохо-хорошо". Свои ценности и их иерархия и в этом представлении слово "предательство" будет применяться к разным поступкам в зависимости от оценки вот этого внутреннего цензора и стадии его развития.
Эмоциональный отклик тут играет тоже большую роль, так как система эмоций в психике человека выполняет в числе прочих - сигнальную функцию. То есть даёт понять что плохо-хорошо для организма. Это накладывает отпечаток и на наши реакции не только на то, что мы испытываем сами, но и на то, что наблюдаем со стороны.
В этом плане с моей точки зрения Цветаева своего ребенка предала конечно. Мне плохо от её поступка по отношению к своему ребёнку, даже не смотря на какие либо доводы ума о её сложной жизни и тп.
В моей системе моральных координат по отношению к себе это несоразмерное, она взрослая и может влиять на свою жизнь - а ребёнок зависим от её и не имеет таких возможностей. То есть, у неё, в моем представлени и умственном - выбора больше.
В общем, для меня это и несправедливо и эмоционально плохо. Поэтому это я ощущаю как предательство, лично со своей колокольни.
С какой-то другой точки зрения это может восприниматься по-другому, да