"Отношения с детьми у Марины Ивановны в тот период складывались весьма сложно. От старшей поэтесса требовала общения на равных, брала её с собой на литературные встречи и поэтические посиделки, чтобы похвастать эрудированной и талантливой девочкой. А вот младшую привязывала к креслу, чтобы та не упала в её отсутствие. Обездвиженный полуголодный ребенок, находящийся в одиночестве, очень отставал в развитии. Со временем, научившись кое-как ползать и ходить, малышке удавалось добраться до помойного ведра, чтобы поесть что-нибудь из отходов, за что была нередко бита матерью. Когда же в дом Цветаевой заходили знакомые, та прятала ребёнка в дальней комнате. Некоторые из них даже не знали о существовании младшей дочери.
Малышка не возбудила в поэтессе материнских чувств и с первых дней своего рождения стала для неё обузой. Сейчас сложно сказать, что именно послужило причиной отклонений в её развитии – голод в раннем возрасте, безразличие матери или ошибка природы. Поговаривали, что Цветаева никак не могла смириться с отсталостью дочери, поскольку у гениальной поэтессы, как считала она, и дети должны быть такими же.
Но с другой стороны и старшая Аля не ощущала от матери должного душевного тепла и любви. Цветаева была холодна и бесчувственна, она подавляла в себе любые проявления доброты, нежности и ласки. И даже сдав детей в приют, Марина не позволила Ариадне, называть себя матерью.
На произвол судьбы
В 1919 году рацион в семье настолько оскудел, что Марина, пребывая в очередной депрессии, по совету знакомого сдала обеих дочерей в Кунцевский приют, выдав их за круглых сирот, назвавшись крёстной. Марина Ивановна, стыдясь своего поступка и опасаясь пересудов, пошла на эту хитрость (если не сказать - подлость). Ариадне она строго-настрого приказала на расспросы отвечать, что их с сестрой в приют привезла крестная мать. В оправдание же себе женщина выдвигала главный аргумент - она искренне желала обеспечить своим детям полноценную жизнь и, что только так она могла спасти дочек от голода, бушевавшего в стране.
Правда, вместо "полноценной" жизни сестер Эфрон в приюте ждали ужасы сиротства: по комнатам бегали крысы, дети болели, не имея теплой одежды, и умирали от голода. Цветаеву, впрочем, это мало волновало: отдала и, по сути - забыла, поскольку предпочитала не появляться в приюте, даже несмотря на полные тоски письма Али, которые та регулярно писала матери. А как-то получив от заведующего приюта письмо, что ее двухлетняя дочь без умолку кричит от голода, Марина написала в своем дневнике: «Ирина, которая при мне никогда не смела пикнуть. Узнаю ее гнусность...»
В дальнейшем во время редких посещений Цветаева с меньшей дочерью почти не общалась, а все принесённые ею угощения доставались Ариадне, которая очень тосковала и просилась домой. Лишь только тогда, когда старшая дочь заболела малярией, Марина забрала девочку и заботливо ухаживала за ней. Ирина же вскорости умерла от голода, так и не дождавшись встречи с матерью. На похоронах 3-х летней дочери поэтессы не было. В своём дневнике она лишь написала: «Чудовищно? — Да, со стороны. Но Бог, видящий мое сердце, знает, что я не от равнодушия не поехала тогда в приют проститься с ней, а от того, что не могла».
Вот такая печальная участь маленькой девочки, не оправдавшей высоких чаяний своей гениальной матери. И тут всплывает риторический вопрос: Могла ли Цветаева поступить в то смутное, голодное время как-то иначе? Разумеется, могла... Ведь она сознательно не захотела устраиваться на «скучную» работу, или же распродать вещи и драгоценности на рынке, чтобы прокормить своих детей. Отказалась она и от предложения устроить девочек в детский сад, где присмотр и питание были приемлемыми, а также отмахнулась от просьбы сестер мужа отдать им на попечение маленькую Ирочку.
По какой же причине она этого не сделала? Зная инфантильно-эгоцентричный характер Цветаевой, можно без проблем догадаться. Но самое удручающее в этой истории то, что женщина до конца своих дней, так и не признав своей вины, без зазрения совести обвиняла в смерти меньшей дочери сестер мужа. А тот ей безропотно верил и лишь перед смертью узнал всю правду...
О непростом, даже жестоком характере Марины Цветаевой, одной из самых романтических поэтесс Серебряного века ходили легенды. Она страстно любила, ненавидела и с лёгкостью предавала близких. Её жизнь, была насыщена странными, порой чудовищными событиями: брак по собственному предсказанию...
kulturologia-ru.turbopages.org