Пятый навык. Принцип сопереживания.
Пятый навык формулируется следующим образом: «Сначала понять, а уж затем быть понятым». Это навык эффективного общения, в частности умения слушать. Слушанием-сопереживанием автор называет слушание с целью действительно понять, войти в положение говорящего.
Используя данный подход можно не только максимально точно узнать точку зрения собеседника, но и дать ему своего рода «психологический кислород», возможность высказаться, получив взамен большую степень доверия и искренности. Зачастую в процессе общения возникает «автобиографическая реакция» – попытка перенести свой опыт на ситуацию с которой столкнулся другой человек, не разобравшись как следует и не поняв его чувств, что может приводить к ошибочным выводам и уменьшением вашего общего вклада в Банке Эмоций.
Банк Эмоций
«Нельзя преуспеть в отношениях с другими людьми, не преуспев — пусть даже дорогой ценой — в отношениях с самим собой.»
Ваши отношения с другим человеком можно образно представить в виде общего счета в Банке Эмоций. Наличие крупных средств на таком счету характеризует высокий уровень «кредита доверия» между вами. Уважительные и честные отношения вносят вклад на этот счет, в то время как каждая совершенная ошибка его уменьшает. Возможны следующие основные виды вкладов на счет в Банке Эмоций: понимание жизненных ценностей другого человека, внимание к мелочам, выполнение обещаний, уточнение требований, порядочность, умение признать свою неправоту и извиниться. Если ваш счет истощен, то это лишает вас резерва и может привести к краху отношений.
«Нет дружбы без доверия, а доверия — без постоянства». Сэмюел Джонсон.
Умение общаться — одно из самых важных в нашей жизни. Когда вам необходимо повлиять на кого-то — жену, сослуживца, подчиненного, клиента, в первую очередь вы должны понимать его. Иначе ему покажется, что вы просто манипулируете им.
Стивен Кови утверждает, что ключ к вашему влиянию — это личный пример поведения. Ваш характер дает возможность окружающим делать выводы о вашей личности, подсказывает, тот ли вы человек, которому можно доверять.
Принцип эмпатического общения подразумевает слушание с намерением понять собеседника. Для этого автор рекомендует использовать техники активного слушания, отложить все свои дела, сосредоточившись на коллеге, муже или сыне, задавать уточняющие вопросы, не осуждать и не выплескивать негативные эмоции в процессе беседы.
«Хороший инженер, прежде чем разработать проект моста, должен понять распределение сил и рассчитать нагрузки. Хороший преподаватель, прежде чем начать занятия, должен оценить уровень подготовки своих учеников. Хороший студент должен усвоить знания, прежде чем их применить. Хорошие родители должны разобраться, прежде чем судить или давать оценки. Ключ к полноценному суждению — понимание. Если вы сразу же начнете судить, вы никогда не достигнете полного понимания».
Сначала необходимо стремиться понять другого человека, а после этого важно приложить столько же усилий, чтобы быть понятым. Объясняя свою точку зрения, приводите аргументы, используйте однозначные, четкие фразы, позволяйте слушателю задавать вопросы и уточнять сказанное вами.