Продолжаю делиться выдержками из книги Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Только основное, для понимания. Книга помогает не только в организации работы, но и вообще в достижении жизненных целей.
Навык эффективной самоорганизации.
Он заключается в умении определять приоритетные задачи и успешно их решать, вне зависимости от внешних или внутренних обстоятельств.
Итак, третий навык — это
навык эффективной самоорганизации.
Обладание этим навыком напрямую связано с обладанием твёрдой волей. Как правило, для успешного достижения поставленных целей, необходимы ежедневные действия, принятие решений и их выполнение.
Зачастую только ваша сила воли определяет: достигнете ли вы успеха или остановитесь на пути к нему, не добившись желаемого.
«О степени развития независимой воли можно судить по тому, насколько мы последовательны в повседневной жизни. Последовательность, или постоянство, — одно из ценнейших качеств. Оно включает в себя способность брать на себя и выполнять обязательства, воплощать обещанное в поступки»
Чтобы достигнуть эффективной самоорганизации, необходимо проанализировать на что вы обычно тратите своё время. Для этого Стивен Кови предлагает рассмотреть
4 типа деятельности, комбинацией которых можно представить поведенческую модель любого человека.
Для наглядности предлагается геометрическая интерпретация (таблица распределения времени, популярная в тайм-менеджменте) — квадрат, разделённый на 4 части.
Две верхних четверти (квадранты 1 и 2) — это деятельность, связанная с
решением важных для вас дел, две нижних (квадранты 3 и 4) — э
то дела, не важные для вас и для достижения ваших целей.
При этом две левые четверти (квадранты 1 и 3) представляют срочные дела, а две правые (квадранты 2 и 4) — не срочные.
Вне зависимости от того учитесь ли вы или работаете, любое дело, на которое вы потратили своё время в течение дня, попадает в один из указанных выше квадрантов.
Квадрант 1 —
это срочные и важные дела. Те, кто посвящают большую часть своего времени этому квадранту постоянно испытывают стресс, их жизнь — это постоянное разрешение кризисных ситуаций и авралов в важных делах.
Те же, кто чаще всего тратит время в квадранте 3, занимаясь решением срочных, но не важных дел, зачастую полагают, что они также находятся в квадранте 1, поскольку срочное — оно и есть важное.
Но на самом деле срочность этих дел продиктована приоритетами и целями других людей — звонки, вопросы, общение на отвлечённые темы.
Достаточно очевидно, что люди, которые в основном находятся в квадранте 3 и, особенно, в квадранте 4 (квадранте не срочных и не важных дел — праздного времяпрепровождения, развлечений и т.п.) — ведут себя безответственно.
(При этом, пожалуй, нужно отметить положительную роль квадранта 4, как предохранителя, позволяющего не «взорваться» и снять напряжение от постоянного стресса)
Эффективные люди стараются держаться подальше от квадрантов 3 и 4, при этом стараясь свести к минимуму деятельность в квадранте 1. Основную массу своего времени они посвящают квадранту 2 — квадранту не срочных, но важных дел. Деятельность в этом квадранте — это, в том числе, и профилактика различных кризисов, направленная на то, чтобы важные дела не перешли в разряд срочных.
«Чтобы сказать «да» важным делам Квадранта 2, нужно научиться говорить «нет» другим делам, иногда даже срочным.
Запомните: в каждый момент своей жизни вы чем-то жертвуете. Если не срочным, бьющим в глаза, то более фундаментальным и архиважным.