Недавно я поймал себя на торге. На торге, который сначала показался мне очень искусным и завуалированным, но при ближайшем рассмотрении оказался торгом банальным, классическим.
Сперва немного матчасти. К сожалению, я не нашёл у Стеценко определение стадии торга. Поэтому, придётся давать это определение самому. Итак:
Торг – попытки алкоголика убедить себя в том, что он алкоголиком не является.
Далее, я просто приведу несколько прямых цитат из книги О.В. Стеценко "Как не пить".
Третья, и самая страшная фаза — торг. Эта стадия действительно самая страшная, хотя бы потому, что самая длительная. Большинство алкоголиков умирают, продолжая торговаться, так и не сумев пойти дальше.
На этом этапе больные определяют свое состояние, используя лексические увертки: «Я, наверное, алкоголик, но еще не хронический» или «Я бытовой пьяница». Интеллект при этом работает с бешеной скоростью, принося только новые потери…
Торг бессмыслен, поскольку бесполезно торговаться с существом, лишенным морали. Алкоголизм — существо из другого мира. Там, в преисподней, нет понятий добра или зла. Торговаться с зависимостью так же бестолково, как читать проповеди комарам, о том, что нехорошо кусаться. Болезнь точно решила высосать тебя до последней капли, и никакие аргументы ее не убедят.
К сожалению, огромную «медвежью услугу» оказывают психологи, астрологи и прочие консультанты, начинающие разговор с фразы «никакой вы не алкоголик…» Как часто приходится видеть людей, использующих интеллект для построения алкогольного алиби: «у меня стрессы», «кризис Мартина Идена», «тяжелая работа, на которой все пьют». Всех не перечислить. Поражает наукоподобие этих объяснений.
Самое страшное, это то, что утрачиваются духовные ценности. То, ради чего человек мог бы бросить пить. Очень типично, что алкоголик пытается бросить пить ради семьи. Когда он это заявляет, он не врет! Он действительно любит жену, детей. Какое-то время он находиться в сухой паузе, как правило, бешено работает, чувствуя себя виноватым. Вроде все получилось. Но, через несколько месяцев, когда воля болезни возьмет верх, снова повторяется срыв. Пытаясь объяснить самому себе, что же произошло, больной приходит к выводу: «у меня плохая семья». Ради этой семьи он уже не бросит пить никогда.
Сколько бы раз он потом не создавал семью, ему каждый раз придется находить в ней изъяны, для того, чтобы пить.
Если бросает пить ради работы, окажется что и профессия неинтересная. Ничего не останется, вся жизнь будет прожита зря. Окажется, что единственный выход — это напиться.
Ни в коем случае нельзя бросать пить ради того, что дорого! Придется изгадить самое ценное, для оправданий.
В торговле не бывает веры. Нельзя брать выручку в конверте, надо пересчитать. Если принесли коробку — пусть откроют. Так же и алкоголик не верит на 100 процентов никогда и ни во что. Если ему показать человека, который бросил пить, и не пьет уже 5 лет, «торговец» сделает для себя выводы: или пьет, но незаметно; или вообще не пил, так, как я; или скоро напьется.
В торговле всегда есть третий выход.
Даже в разговоре на эту тему больному очень трудно ответить «Да» или «Нет». Все крутиться вокруг «вероятно», «может быть», «предположим», «а что если вдруг…»
Погружаясь в торг все больше и больше, человек становиться уверенным в том, что он стал специалистом. Наиболее типичная фраза: «Мне рассказывать ничего не надо. Я все знаю!» Наивность суждения больному не видна, поскольку он действительно прошел огромный путь, очень устал, но двигался по кругу. Так никуда и не ушел, все потерял, ничего не найдя. Как может человек узнать что-то новое, если он уверен, что знает все?!
Во время торга бывают ситуации временной сухости. Это не трезвость, а именно сухость, поскольку до решения еще далеко. Это ситуация, когда человек уже потерял практически все, но здоровье еще осталось. Брать с него нечего, но он может заработать. И тогда алкоголизм его как будто отпускает. Человек вдруг решает, что не будет пить, и не пьет. Работает, обзаводиться друзьями, появляется семья. Как правило, все считают, что он больше никогда и не выпьет. Хотя сам алкоголик предполагает, что рано или поздно он все-таки сможет выпить. Конечно, не так, как раньше, но скоро обет закончится. Слово сможет и является тем подводным камнем, о который разобьется это судно. Он не сможет не выпить. Ведь веревка на шее осталась! И когда «нагуляешь бока», тебя опять потянут, и вынужден будешь прийти и опять оставить все.
Мало кому удается завершить торг при жизни.
Мой торг заключался в том, что я начал задаваться вопросом: А правильно ли будет мне считать себя алкоголиком, если я стал убеждённым, осознанным трезвенником?
Т.е. если я сознательно, обдуманно, опираясь на факты и научные знания:
- считаю
алкоголь ядом и наркотиком;
- полностью не приемлю
этиловый спирт в качестве составной части напитков;
- осознаю вред наносимый здоровью употреблением спиртосодержащих напитков в любом количестве;
- полагаю употребление
алкоголя нездоровым и неестественным процессом;
- рассматриваю трезвость как естественное и единственно правильное состояние человека.
- значит, я являюсь трезвенником. А раз я являюсь трезвенником, то считать себя алкоголиком будет неправильно. Моё мировоззрение изменилось, изменилось отношение к
алкоголю и его употреблению, значит, из алкоголика я превратился в трезвенника.
Неплохая попытка торга, - вы не находите?
А от отрицания того, что человек является алкоголиком, до употребления
алкоголя – один шаг. Мне это известно на собственном примере по предыдущему опыту бросания. Когда я, после длительного периода воздержания, убедил себя, что я перестал быть алкоголиком, и даже не был им никогда, был лишь человеком с "проблемами с
алкоголем". Соответственно, "иногда, в некоторых случаях" мне можно выпить. В результате полтора года трезвости закончились несколькими месяцами употребления
алкоголя "иногда, в некоторых случаях", а потом всё вернулось на круги своя, и пить я стал ещё сильнее, чем прежде.
Тогда возникает вопрос: Так что же, значит, я и трезвенником не являюсь, раз я алкоголик? Сама по себе постановка этого вопроса, как и предыдущего, является в корне неверным. Здесь смешиваются 2 понятия разных плоскостей. Алкоголизм, как болезненная
аддикция и функциональное расстройство организма, выраженное в неспособности контролировать употребление
алкоголя; и трезвенничество, как мировоззрение, как нравственная позиция.
Т.е. вполне возможно иметь трезвеннические убеждения как взгляд на жизнь, и при этом иметь организм, с навсегда изменёнными реакциями на
алкоголь. Это как 2 статуса из разных сфер. Это тоже самое, как если мужчина является и жёстким брутальным самцом, и любящим заботливым отцом одновременно. Первое – это его темперамент, второе – это его воспитание. Разные вещи, но они сочетаются в одном человеке.
Я же, почему-то, поставил вопрос "или-или". Или я алкоголик, или я трезвенник. И теперь понятно почему. Моему торгующемуся алкосознанию было крайне необходимо убедить меня в том, что я не алкоголик. Пусть даже за счёт акцента на мои трезвеннические убеждения. С ними алкосознание разберётся потом, главное успокоить меня, что я не являюсь алкоголиком. А дальше оно найдёт повод, найдёт тот "исключительный случай, когда и трезвеннику грех не выпить".
Попытка неплохая, но, с помощью критического мышления, была пресечена и она. Алкоголиком я был и останусь навсегда – это теперь свойство моего организма, а вот трезвенничество – это убеждения, как религия, или политические взгляды. И эти убеждения, к сожалению, свойства моего организма не изменят.
Торги окончены. Все лоты были проданы.