Психотерапевт Дэниел Стерн писал в «Дневнике младенца»: «Начиная примерно с трехмесячного возраста, когда младенцы уже знают, что следует ожидать в ситуации общения «лицом к лицу» с мамой, они начинают расстраиваться, если их ожидания не подтверждаются, расходятся с тем, что происходит в реальности. Особенно обескураживает детей внезапный обрыв близкого контакта. Они совсем теряются, когда лицо матери становится неподвижным и безучастным, и им не удается вызвать привычную реакцию. В хорошо известном эксперименте, получившем название «Эксперимент с застывшим лицом», в разгар общения с малышом маму просят прекратить все движения и смотреть на ребенка равнодушно, не вступая в контакт. На такое равнодушие младенцы старше двух с половиной месяцев реагируют очень остро. Их улыбки угасают, брови приподнимаются, а глаза озабоченно исследуют лицо матери. Они снова и снова пытаются улыбкой, движением, приглашающим звуком или жестом снять эту маску. Если это не удается, дети растерянно отворачиваются и выглядят огорченными, беспомощными».
Австрийский психоаналитик Рене Шпиц, работая в детских воспитательных домах, описал явление «госпитализма», когда младенцы были сыты и имели отличный уход, но, лишенные эмоционального контакта, показывали серьезные нарушения и задержки в развитии психики, а четверть таких детей умирала. Кстати, отсутствие общения у детей, которые лишались матерей в возрасте 1,5- 2 лет, подобных глубоких последствий не имело.