"Зависть – неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание – неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий".
Прп. Иоанн Дамаскин. ТИПВ

"Счастье - это быть довольным", как говорили многие мудрецы.
Быть несчастным, страдать - значит быть недовольным.
Сострадать - быть недовольным тем, что другой недоволен.
 
Последнее редактирование:
К тому же:

"Мучить окружающих своими страданиями — низкая месть, а не забота о них" - Мученик - Психологос

"Всякий раз, когда ты увидишь, что кто-то плачет в печали от того ли, что сын его на чужбине, либо от того, что он потерял свое имущество, не дай своему воображению увлечь тебя и не думай, что этого человека извне постигли беды, но пусть у тебя будет наготове мысль: "Этого человека угнетает не происходящее — ибо других оно не угнетает, — а его собственное мнение о происходящем". Однако не сочти за труд поговорить с ним и, если так случится, поплакать вместе с ним. Остерегайся, однако, плакать в своей душе" - Читать онлайн "Энхиридион. Краткое руководство к нравственной жизни. Комментарий на "Энхиридион" Эпиктета." - Эпиктет - RuLit - Страница 18
 
Кроме того (согласен лишь с некоторыми мыслями):
"Посмотреть на то, что случается с нами, теми глазами, какими мы смотрим обыкновенно на то, что случается с другими, - это очень успокаивает, это – полезное лекарство. Наоборот, смотреть на то, что случается с другими, так, как будто бы это случалось с нами (как требует философия сострадания), это погубило-бы нас, и притом в очень короткое время: сделайте опыт! Известно первое правило разума, помогающее человеку, желающему поступать разумно: именно то, что мы судим о значении и смысле факта объективнее, когда он случается с другими: например, о смерти, о потере денег, о клевете. Сострадание, как принцип поступков, выставляя требование: страдай о несчастии другого так, как он сам страдает, производит то, что личная точка зрения, заставляющая все преувеличивать и придавать всему известные краски, должна сделаться и точкой зрения другого – страдающего: так что мы должны были бы страдать одновременно от нашего “я” и от “я” другого; и следовательно, вместо того, чтобы облегчить, по возможности, тяжести собственного безумия, мы добровольно стали бы обременять себя двойным безумием" - Ф. Ницше «Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках»
 
Кроме того (согласен лишь с некоторыми мыслями):
"Посмотреть на то, что случается с нами, теми глазами, какими мы смотрим обыкновенно на то, что случается с другими, - это очень успокаивает, это – полезное лекарство. Наоборот, смотреть на то, что случается с другими, так, как будто бы это случалось с нами (как требует философия сострадания), это погубило-бы нас, и притом в очень короткое время: сделайте опыт! Известно первое правило разума, помогающее человеку, желающему поступать разумно: именно то, что мы судим о значении и смысле факта объективнее, когда он случается с другими: например, о смерти, о потере денег, о клевете. Сострадание, как принцип поступков, выставляя требование: страдай о несчастии другого так, как он сам страдает, производит то, что личная точка зрения, заставляющая все преувеличивать и придавать всему известные краски, должна сделаться и точкой зрения другого – страдающего: так что мы должны были бы страдать одновременно от нашего “я” и от “я” другого; и следовательно, вместо того, чтобы облегчить, по возможности, тяжести собственного безумия, мы добровольно стали бы обременять себя двойным безумием" - Ф. Ницше «Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках»

Положу тебе, вдруг интересно.


 
Назад
Сверху Снизу