Я бы поспорил с термином
ремиссия в наркологии. Как правило, под этим понятием имеют ввиду некоторое ослабление болезни, оно может быть вызвано лечением или изменением образа жизни (что, впрочем, можно тоже называть лечением), или по каким-то своим внутренним причинам, агрессивность болезни снижается и больной чувствует улучшение, которое может длится какое-то время. Иногда больной может влиять на это состояние, тем самым продлевая ремиссмию.
В случае с зависимостью, все происходит немного не так.
Во-первых, болезнь не снижает агрессии. Я бы, даже, сказал, что, возможно, наоборот, пока алкоголик не пьет, она начинает искать новые пути реализации, копит потенциал, выжидает удобного момента. Т.е. все эти годы, пока я не пил, там, где-то в параллельной реальности мой алкоголизм рос, развивался, ему было плохо, от чего он становился еще злее. По крайней мере, видя поздние срывы приходишь именно к такому выводу. Человек не возвращается в свои 18 лет, он, даже не продолжает с того момента, когда бросил, он, как будто, погружается в какое-то новое состояние, которое там где-то росло и теперь было выпущено на волю.
Во-вторых, вызвать
ремиссию какими-то препаратам, образом жизни или чем-то внешним, какими-то физическими или фармакологическими воздействиями не удается. У болезни есть своя цикличность, вернее, как у всех биологических процессов, там целый ряд Фурье цикличностей. И когда эти синусоиды попадают в одно и то же время в пиковое значение, резонируют, начинается тот самый 9-й вал, который рушит все. Поэтому, как правило, все эти описания чудесных превращений алкоголика в трезвенника после смены работы, романтических отношений, места жительства или воздействия чудо-доктора - не что иное, как совпадение по времени этих событий с периодом низкой амплитуды активности болезни. Т.е. это то, что произошло после но не вследствие.
В-третьих, как правило, в состоянии
ремиссии организм человека как-то адаптируется, вырабатывается иммунитет, что-то меняется и поэтому бывает так, что следующие обострения проходят легче, период между обострениями с возрастом может увеличиваться. Если, конечно, речь не идет о заболеваниях, которые вызваны возрастом. В общем, часто мы видим правильность высказывания "время лучший доктор". В нашем случае это не так. В трезвости алкоголик, не прикладывающий усилий для сохранения трезвости может показывать только отрицательную динамику. Эта болезнь настолько хитра, что встраивается в саму суть человека. Поэтому, чем он становится умнее, чем больше у него формируется сила воли, рассудительность, обстоятельность, тем ему же будет хуже, потому, что эти качества будут использованы заболеванием, когда оно решит идти в наступление.
Выражаясь военным языком, складывается впечатление, что мы имеем дело не с каким-то одним врагом и даже не отрядом врагов, а с целой армией. У них есть штаб, там принимаются стратегические решения, у них есть в составе разные роды войск, которые могут выступать как изолированно так и координировать действия с другими. И еще у них очень хорошо работает разведка, есть много шпионов в нашем тылу.
Продолжая эту аналогию, можно сказать, что у них нет только одного - авиации. Они могут действовать только на местности. Поэтому для нас, получается, выход только один - сменить плоскость размещения. Переместиться на другой континент, откуда внимательно наблюдать за их поведением и отражать атаки с моря.
Но для этого нам нужна своя "авиация". Наверное, именно это имеется ввиду в 3-м шаге
АА =)
Если говорить более практически, да, алкоголики в трезвости, если не меняются, не работают над собой, не обеспечивают себе эту самую
ремиссию на 24 часа - на сегодня, могут показывать разные проявления той же самой болезни, даже не употребляя
алкоголь. Это может выражаться в склонности к азартным играм, к промискуитету, к трудоголизму, к поиску экстремальных ощущений, например, к перееданию. В общем, лиц у этого состояния много. Как говорится в первоисточнике "имя нам легион".
Иногда неопытные специалисты или окружающие или сами больные, понимая это, считают, что замена употребления на, например, трудоголизм или что-то социально приемлемое можно считать положительной динамикой. Но это не так. Болезни все равно, с какого фланга наступать. Когда она внедрится на мою территорию достаточно сильно, она возьмет власть с свои руки и я начну делать то, что нужно ей. Как правило, это повторные срывы. Хотя, некоторые меняют вещество и начинают принимать бесконтрольно седативные, транквилизаторы и даже наркотики. Что, впрочем, совсем не гарантирует защиту от
алкоголя, так что, рано или поздно, мы можем увидеть, как человек пьет и "закусывает" препаратами. То же самое относится и к "безобидным" проявлениям вроде
булимии, трудоголизма, изнуряющих занятий спортом и т.д.
Так что, рекомендация такая - нужно становится другим человеком. Дело это кропотливое. Процесс длительный, но это не важно, потому, что торопится некуда. На этом пути важно направление, а не скорость. Но двигаться в этом направлении нужно каждый день, пусть и мелкими шагами. Работа эта должна выполняться тщательно, поэтому придется часто возвращаться к тому, что, кажется, уже сделал. Болезнь будет чувствовать угрозу от этой деятельности и поэтому мне все чаще и чаще будет казаться, что мне "это не нужно", "это не мое", "я не такой" и, наше любимое: "у меня все хорошо, мне не надо".
Поэтому эту работу часто называют победой над собой. И именно эту победу многие называют настоящей.
Есть древнее латинское выражение, которое мало кто знает, наверное, потому, что оно сложнее, чем те, что обычно цитируют: "Parabellum contra ipsum".
Если я вас замучил своим умствованием, скажу проще - вставать и идти на группу. Сегодня! =)