Переход ума от видимого к невидимому и переселение от чувственного к сверхчувственному производит в нем забвение всего оставленного позади. Именно так я называю поистине безмолвием и страной безмолвия, и местом, на которое удостоившись взойти, он не спустится снова оттуда, как Моисей, который пробыл на горе сорок дней и столько же ночей, ибо лучше оставаться там и вовсе никогда не возвращаться вниз. Став же с тех пор домом Троицы, ум и сам поселяется в Троице, как бы находясь в самом Царстве Небесном, поддерживаемый, конечно, любовью Божией, которая не позволяет ему упасть
(Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические, 79. Христианские Источники 51. Париж, 1980).
В этом отрывке преподобный Симеон, Новый Богослов (949-1022), описывает состояние исихии обоженного христианского ума. Термин «исихия» происходит от греческого слова, обозначающего спокойствие, тишину, мир. Учение об исихии, Исихазм, мистическое монашеское учение, всегда было живой частью Священного Предания Православной Церкви. Особенно широко оно было распространено в средневековой Византии. Святитель Григорий Палама (1296-1359) был одним из самых ярких апологетов Исихазма. Во многом благодаря его трудам, к концу XIV столетия это учение было утверждено на одном из поместных соборов Православной Церкви.
Необходимо предложить краткое описание. Одним из условий достижения исихии является Иисусова молитва. Различаются ее виды. Наиболее краткая, и вероятно, древнейшая форма состоит только из двух слов: «Господи, помилуй». Более пространные формы обычно включают имя Иисуса (Господи, Иисусе Христе, помилуй меня; Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня). Во время молитвы следует очистить сознание от каких-либо мысленных образов, что является другим условием исихии. Среди не менее важных сопутствующих элементов – искреннее и глубокое покаяние в своих грехах и происходящее из него смирение. На определенной стадии молитвенного делания человек испытывает состояние, в котором ничто не тревожит его ни снаружи, ни изнутри. Даже ум перестает молиться, когда его переполняет Божественный мир. Он освящен Божественным светом, участвуя в общении с Божеством. Таким образом, согласно учению исихастов, человек способен встретить Бога в этой жизни. Данное утверждение соответствует словам Иисуса Христа: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Именно это описывает преподобный Симеон в своем отрывке. Личное отношение, дружба с Богом и обожение являются целью исихии.
Согласно монашеской традиции духовное наставничество является жизненно важным на пути к исихии и помогает избежать многих ошибок. Оно неразрывно связано с послушанием. Условно в Православной традиции можно рассматривать два вида послушания: послушание воле Божией и полное повиновение ученика воли опытного духовного наставника, который в свою очередь пребывает в послушании Богу. Этот принцип происходит из Священного Писания:
В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Филип. 2:5-8).
На определенном этапе отшельник приобретает дар слез, которые сопровождают молитву. Слезы – это признак того, что Бог рядом, и иногда Он укрепляет человека, являя ему признаки Своего присутствия. Как пишет отец Софроний, Божественная благодать приходит к человеку в этот период, он испытывает нерукотворный свет Бога и погружается в исихию. Однако, личность еще не способна сохранить такую благодать. Очень часто исихия сменяется отчаянием – результатом духовной гордости и грехов. В монашеской традиции это явление именуется «богооставленность».