- Регистрация
- 21 Янв 2006
- Сообщения
- 6,629
portal-credo.ru/site/print.php?act=...ent&id=1590
Версия для печати.
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
03-06-2009 17:31
Алкогольно-социальная дилемма. Священнослужители РПЦ МП стоят перед выбором: антиалкогольная кампания или социальное служение людям
На XIII Всемирном русском народном соборе руководство РПЦ МП на высшем уровне обозначило острейшую для России проблему – алкоголизации населения. Никакие данные статистики о том, сколько литров выпивают все россияне - от взрослого до младенца, - не смогут вполне отразить эту проблему, поскольку в большинстве регионов нашей страны небольшие поселки и деревни спиваются неучтенными нигде "продуктами" типа спирта "Троян". В этой ситуации под большим вопросом оказывается эффективность любой социальной инициативы Церкви. За обсуждением государственной карательной политики по отношению к алкоголизму, на которой настаивал собор, никто не заметил почти полного отсутствия работы с алкоголиками в самой РПЦ МП.
Наиболее успешный социально-миссионерский проект такого рода в настоящее время – это православная реабилитация алкозависимых по программе анонимных алкоголиков (АА) "12 шагов". Группы АА собираются в некоторых храмах Москвы, однако центром развития и популяризации этой программы является Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. За внедрение этой универсальной программы активно выступает руководитель программ духовной, психологической и социальной реабилитации иеромонах Иона (Займовский), а также директор Школы молодежного служения игумен Петр (Мещеринов). В реализации программы вместе со священнослужителями участвует президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков. В 2007 году был даже подготовлен документ "Православная церковь и программа "12 шагов". Опыт Данилова монастыря".
Движение АА возникло в США в 1935 году, когда в городе Акроне, штат Огайо, первые два алкоголика поделились друг с другом опытом обретения трезвости. Программа АА является внеконфессиональной, хотя возникла в протестантской среде, в ней принципиально отсутствует какая-либо централизованная структура или управление. Стрежень программы "12 шагов" - самые общие этические и духовно-практические принципы, приемлемые для представителей всех религий. К примеру, шаг 11 гласит: "Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, насколько мы Его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого".
Иеромонах Иона (Займовский), написавший книгу о православном понимании АА (ее презентация прошла в США), полагает нормальным положение, когда сосуществуют различные группы АА – православные, околоправославные, привлекающие людей, далеких от веры (а таких большинство), открытые и закрытые. В православных группах вводится, например, чтение "Отче наш", хотя многие светские группы АА сочли это отступлением от универсальных норм движения.
Однако существование таких групп – это шаг Церкви навстречу людям, наряду с молебнами перед иконами "Лоза Истинная" и "Неупиваемая Чаша" (в большинстве епархий на этих молебнах, совершаемых довольно формально, борьба с алкоголизмом и заканчивается). В одном из своих интервью иеромонах Иона отмечал, что во многих регионах группам АА для собраний охотно предоставляли свои помещения католические костелы, но никак не православные храмы.
В Москве действуют группа "Тиль" при Новоспасском монастыре или "Новый Свет" (в этой группе вместо молитвы о душевном покое в конце занятий все читают молитву "Отче наш"), группа "Преображение" при Даниловом монастыре, группа "Рехавит" (в ветхозаветной истории Рехавиты не пили вина (Иер., 35)), которую организовали православные выздоравливающие алкоголики. Околоправославные группы - "Благовест" в Сергиевом Посаде, группа АА при храме святых Космы и Дамиана в Шубине, группа для родственников алкозависимых "Лествица" в храме Малого Вознесения. Всего же в России более 6 тысяч членов групп АА.
Безусловно, это капля в российском море антиалкогольной реабилитации. Во многих епархиях РПЦ МП создаются особые отделы по противодействию алкоголизму и наркомании. Например, в Санкт-Петербурге священники, врачи, педагоги, психологи регулярно проводят курсы духовного и физического исцеления для желающих избавиться от алкогольной зависимости и их родственников - "созависимых", а трезвенники проходят по городу маршами. Но в значительном количестве епархий и приходов работа ведется нерегулярно, и максимум, на что может рассчитывать зависимый человек, – одно-, двухразовый разговор со священником или врачом. Между тем, алкозависимому мешает придти в церковь, особенно в сельской местности, стойкое убеждение в том, что православные не могут не пить, и довольно много, - священнослужители иногда активно доказывают это на собственном примере. Главная причина неэффективности православной антиалкологольной миссии в том, что не изменено отношение к алкоголизму в самой церковной среде – оно мягкое, ироничное, допускающее много "послаблений" и "утешений велиих".
Программа Данилова монастыря выглядит скорее исключением из правил. Группы АА подвергаются резкой критике со стороны "патриотически настроенных" церковных консерваторов. Основной оппонент АА - глава Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского иеромонах Анатолий (Берестов). По его мнению, "12 шагов" - это американская программа, которая ведет к некоей "сектантской" зависимости от постоянного посещения групп АА. В рамках движения АА считается, что алкоголизм – это неизлечимая патология, а поэтому посещать группы нужно всю жизнь. Отец Анатолий убежден в том, что АА – путь в "секту". По мнению иеромонаха, сама по себе заокеанская методика "12 шагов" "небезупречна в духовном смысле": "Там говорят о каком-то Боге, которого можно понимать как вздумается, и молиться, по существу, неведомому Богу. В конце концов, и язычники молятся своим богам, и сатанисты своему "богу". Но по христианским православным представлениям, это не боги, а демоны. Так что и эффект от этих молений будет соответствующий". Отец Анатолий убежден, что в Церкви этой программе не место. Таким же образом в "сектантстве" и чуть ли ни в сатанизме отец Анатолий обвиняет, вместе с "сектоведом" Дворкиным, библейскую программу "Альфа-курс" (а также ее православный аналог "Путь", разработанный игуменом Евмением (Перистым)). По поводу программы АА в православно-патриотической прессе выходили статьи с пугающими заголовками - "12 шагов навстречу дьяволу, или Кому выгодно дискредитировать Церковь", хотя движение АА благословлял сам Патриарх Алексий II. Программу АА и "Альфа-курс" совершенно безосновательно обвиняют еще и в применении методик НЛП (нейролингвистического программирования).
Одним из важнейших моментов в восприятии целей и задач социального служения в рамках РПЦ МП является прямое сопротивление миссионерству через такие проекты как АА и борьба с другими Церквами, которые занимаются социальной работой. Отец Анатолий (Берестов) и целый ряд иерархов, рядовых священнослужителей, "сектоведов" в епархиях периодически выступают против реабилитации алко- и наркозависимых в центрах, созданных протестантскими активистами – пятидесятниками и баптистами. По их мнению, в таких центрах одна зависимость сменяется на другую – "сектантскую пагубную духовность". Однако, по существу, система реабилитации в центре отца Анатолия (Берестова) и в каком-либо центре пятидесятников – одна и та же, она отлична от АА и основана на прямом обращении человека в веру, так как только твердая вера (евангельская или православие) спасет от алкоголизма полностью. С этой точки зрения, любые обвинения в социально-евангелизаторском характере социальных проектов неправославных Церквей (к примеру, известного проекта "Ощути силу перемен") абсурдны, так как и РПЦ МП, и другие христиане обращают людей в свою веру в ходе оказания им помощи – верующие по-другому не могут и не должны. Вместе с тем, при каждом удобном случае священники РПЦ МП на местах идут в школы и социальные учреждения, но именно для того, чтобы потребовать от руководства этих учреждений, чтобы они изгнали "сектантов", которые помогают, чем могут, и читают лекции против абортов, о вреде алкоголизма и наркомании. Как отмечают сторонники "12 шагов", у программы общехристианская основа, но понимания общехристианской миссии у многих представителей РПЦ МП нет.
Противники программы АА полагают, что надо использовать православный опыт трезвеннического движения, которое бурно развивалось конце ХIX- начале ХХ веков. Однако Общества трезвенников и непосредственно трезвенники-чуриковцы чаще всего существуют совершенно отдельно от Церкви, приходов и вообще в отдалении от православия. В епархиях РПЦ МП не наблюдается почти никакой активности по созданию православных обществ трезвости и касс взаимопомощи, как это было до революции, потому что это должно быть движением снизу – мирян и духовенства, а к любым движениям такого рода иерархия относится с большой опаской.
Еще в 2005 году в Москве прошел семинар "Церковь и страдающая личность. Проблемы развития наркологической помощи в России". Тогда еще управляющий делами Московской патриархии митрополит Климент (Капалин) назвал самой острой проблемой распространенный среди молодежи пивной алкоголизм. В этом владыка Климент обвинил школу, общество, кино и телевидение. Прот. Димитрий Смирнов вообще оценил ситуацию как алкогольно-наркотическую войну, которая ведется темными силами против России. Целые народы, в том числе и русский, по мнению о. Димитрия, "отданы на откуп тем, кто получает прибыль". К примеру, правящий класс в нашей стране живет за счет олигархов, которые производят также и пиво. По словам отца Дмитрия, Церковь должна лоббировать свои интересы через законодательство. Логичным продолжением этого жесткого идеологического подхода к алкогольной проблеме стали заявления и решения ВРНС, как и создание особой антиалкогольной структуры в рамках РПЦ МП.
Однако все это не уменьшит количества алкоголиков, не решит проблем и разрешит споров вокруг православной реабилитации зависимых людей, не привлечет алкоголиков в церковные и околоцерковные группы АА, АН (анонимных наркоманов) или АИ (анонимных игроков). Жесткая антиалкогольная кампания государства, если она когда-либо и начнется, в принципе не способна решить церковных проблем.
Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"
© Портал-Credo.Ru, 2002-2009. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]
Версия для печати.
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
03-06-2009 17:31
Алкогольно-социальная дилемма. Священнослужители РПЦ МП стоят перед выбором: антиалкогольная кампания или социальное служение людям
На XIII Всемирном русском народном соборе руководство РПЦ МП на высшем уровне обозначило острейшую для России проблему – алкоголизации населения. Никакие данные статистики о том, сколько литров выпивают все россияне - от взрослого до младенца, - не смогут вполне отразить эту проблему, поскольку в большинстве регионов нашей страны небольшие поселки и деревни спиваются неучтенными нигде "продуктами" типа спирта "Троян". В этой ситуации под большим вопросом оказывается эффективность любой социальной инициативы Церкви. За обсуждением государственной карательной политики по отношению к алкоголизму, на которой настаивал собор, никто не заметил почти полного отсутствия работы с алкоголиками в самой РПЦ МП.
Наиболее успешный социально-миссионерский проект такого рода в настоящее время – это православная реабилитация алкозависимых по программе анонимных алкоголиков (АА) "12 шагов". Группы АА собираются в некоторых храмах Москвы, однако центром развития и популяризации этой программы является Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. За внедрение этой универсальной программы активно выступает руководитель программ духовной, психологической и социальной реабилитации иеромонах Иона (Займовский), а также директор Школы молодежного служения игумен Петр (Мещеринов). В реализации программы вместе со священнослужителями участвует президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков. В 2007 году был даже подготовлен документ "Православная церковь и программа "12 шагов". Опыт Данилова монастыря".
Движение АА возникло в США в 1935 году, когда в городе Акроне, штат Огайо, первые два алкоголика поделились друг с другом опытом обретения трезвости. Программа АА является внеконфессиональной, хотя возникла в протестантской среде, в ней принципиально отсутствует какая-либо централизованная структура или управление. Стрежень программы "12 шагов" - самые общие этические и духовно-практические принципы, приемлемые для представителей всех религий. К примеру, шаг 11 гласит: "Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, насколько мы Его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого".
Иеромонах Иона (Займовский), написавший книгу о православном понимании АА (ее презентация прошла в США), полагает нормальным положение, когда сосуществуют различные группы АА – православные, околоправославные, привлекающие людей, далеких от веры (а таких большинство), открытые и закрытые. В православных группах вводится, например, чтение "Отче наш", хотя многие светские группы АА сочли это отступлением от универсальных норм движения.
Однако существование таких групп – это шаг Церкви навстречу людям, наряду с молебнами перед иконами "Лоза Истинная" и "Неупиваемая Чаша" (в большинстве епархий на этих молебнах, совершаемых довольно формально, борьба с алкоголизмом и заканчивается). В одном из своих интервью иеромонах Иона отмечал, что во многих регионах группам АА для собраний охотно предоставляли свои помещения католические костелы, но никак не православные храмы.
В Москве действуют группа "Тиль" при Новоспасском монастыре или "Новый Свет" (в этой группе вместо молитвы о душевном покое в конце занятий все читают молитву "Отче наш"), группа "Преображение" при Даниловом монастыре, группа "Рехавит" (в ветхозаветной истории Рехавиты не пили вина (Иер., 35)), которую организовали православные выздоравливающие алкоголики. Околоправославные группы - "Благовест" в Сергиевом Посаде, группа АА при храме святых Космы и Дамиана в Шубине, группа для родственников алкозависимых "Лествица" в храме Малого Вознесения. Всего же в России более 6 тысяч членов групп АА.
Безусловно, это капля в российском море антиалкогольной реабилитации. Во многих епархиях РПЦ МП создаются особые отделы по противодействию алкоголизму и наркомании. Например, в Санкт-Петербурге священники, врачи, педагоги, психологи регулярно проводят курсы духовного и физического исцеления для желающих избавиться от алкогольной зависимости и их родственников - "созависимых", а трезвенники проходят по городу маршами. Но в значительном количестве епархий и приходов работа ведется нерегулярно, и максимум, на что может рассчитывать зависимый человек, – одно-, двухразовый разговор со священником или врачом. Между тем, алкозависимому мешает придти в церковь, особенно в сельской местности, стойкое убеждение в том, что православные не могут не пить, и довольно много, - священнослужители иногда активно доказывают это на собственном примере. Главная причина неэффективности православной антиалкологольной миссии в том, что не изменено отношение к алкоголизму в самой церковной среде – оно мягкое, ироничное, допускающее много "послаблений" и "утешений велиих".
Программа Данилова монастыря выглядит скорее исключением из правил. Группы АА подвергаются резкой критике со стороны "патриотически настроенных" церковных консерваторов. Основной оппонент АА - глава Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского иеромонах Анатолий (Берестов). По его мнению, "12 шагов" - это американская программа, которая ведет к некоей "сектантской" зависимости от постоянного посещения групп АА. В рамках движения АА считается, что алкоголизм – это неизлечимая патология, а поэтому посещать группы нужно всю жизнь. Отец Анатолий убежден в том, что АА – путь в "секту". По мнению иеромонаха, сама по себе заокеанская методика "12 шагов" "небезупречна в духовном смысле": "Там говорят о каком-то Боге, которого можно понимать как вздумается, и молиться, по существу, неведомому Богу. В конце концов, и язычники молятся своим богам, и сатанисты своему "богу". Но по христианским православным представлениям, это не боги, а демоны. Так что и эффект от этих молений будет соответствующий". Отец Анатолий убежден, что в Церкви этой программе не место. Таким же образом в "сектантстве" и чуть ли ни в сатанизме отец Анатолий обвиняет, вместе с "сектоведом" Дворкиным, библейскую программу "Альфа-курс" (а также ее православный аналог "Путь", разработанный игуменом Евмением (Перистым)). По поводу программы АА в православно-патриотической прессе выходили статьи с пугающими заголовками - "12 шагов навстречу дьяволу, или Кому выгодно дискредитировать Церковь", хотя движение АА благословлял сам Патриарх Алексий II. Программу АА и "Альфа-курс" совершенно безосновательно обвиняют еще и в применении методик НЛП (нейролингвистического программирования).
Одним из важнейших моментов в восприятии целей и задач социального служения в рамках РПЦ МП является прямое сопротивление миссионерству через такие проекты как АА и борьба с другими Церквами, которые занимаются социальной работой. Отец Анатолий (Берестов) и целый ряд иерархов, рядовых священнослужителей, "сектоведов" в епархиях периодически выступают против реабилитации алко- и наркозависимых в центрах, созданных протестантскими активистами – пятидесятниками и баптистами. По их мнению, в таких центрах одна зависимость сменяется на другую – "сектантскую пагубную духовность". Однако, по существу, система реабилитации в центре отца Анатолия (Берестова) и в каком-либо центре пятидесятников – одна и та же, она отлична от АА и основана на прямом обращении человека в веру, так как только твердая вера (евангельская или православие) спасет от алкоголизма полностью. С этой точки зрения, любые обвинения в социально-евангелизаторском характере социальных проектов неправославных Церквей (к примеру, известного проекта "Ощути силу перемен") абсурдны, так как и РПЦ МП, и другие христиане обращают людей в свою веру в ходе оказания им помощи – верующие по-другому не могут и не должны. Вместе с тем, при каждом удобном случае священники РПЦ МП на местах идут в школы и социальные учреждения, но именно для того, чтобы потребовать от руководства этих учреждений, чтобы они изгнали "сектантов", которые помогают, чем могут, и читают лекции против абортов, о вреде алкоголизма и наркомании. Как отмечают сторонники "12 шагов", у программы общехристианская основа, но понимания общехристианской миссии у многих представителей РПЦ МП нет.
Противники программы АА полагают, что надо использовать православный опыт трезвеннического движения, которое бурно развивалось конце ХIX- начале ХХ веков. Однако Общества трезвенников и непосредственно трезвенники-чуриковцы чаще всего существуют совершенно отдельно от Церкви, приходов и вообще в отдалении от православия. В епархиях РПЦ МП не наблюдается почти никакой активности по созданию православных обществ трезвости и касс взаимопомощи, как это было до революции, потому что это должно быть движением снизу – мирян и духовенства, а к любым движениям такого рода иерархия относится с большой опаской.
Еще в 2005 году в Москве прошел семинар "Церковь и страдающая личность. Проблемы развития наркологической помощи в России". Тогда еще управляющий делами Московской патриархии митрополит Климент (Капалин) назвал самой острой проблемой распространенный среди молодежи пивной алкоголизм. В этом владыка Климент обвинил школу, общество, кино и телевидение. Прот. Димитрий Смирнов вообще оценил ситуацию как алкогольно-наркотическую войну, которая ведется темными силами против России. Целые народы, в том числе и русский, по мнению о. Димитрия, "отданы на откуп тем, кто получает прибыль". К примеру, правящий класс в нашей стране живет за счет олигархов, которые производят также и пиво. По словам отца Дмитрия, Церковь должна лоббировать свои интересы через законодательство. Логичным продолжением этого жесткого идеологического подхода к алкогольной проблеме стали заявления и решения ВРНС, как и создание особой антиалкогольной структуры в рамках РПЦ МП.
Однако все это не уменьшит количества алкоголиков, не решит проблем и разрешит споров вокруг православной реабилитации зависимых людей, не привлечет алкоголиков в церковные и околоцерковные группы АА, АН (анонимных наркоманов) или АИ (анонимных игроков). Жесткая антиалкогольная кампания государства, если она когда-либо и начнется, в принципе не способна решить церковных проблем.
Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"
© Портал-Credo.Ru, 2002-2009. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]