И ведь что интересно.
Все кто здесь признались в патологическом стремлении к порядку - встречают постоянно "кривое зеркало" в виде нерях квартирантов/мужей/родственников.
Причем в такой утрированной форме.
С тараканами, плесенью, букашками и прочим.
Я помню квартиру в 25 метров после дочки убирала 5 (!!!) часов. Пять. Можете представить что там было.
Змейка затронула очереной триггер)
Ангел, мне оч нра твой стиль письма, оч необычный, пиши почаще
Мне дети всегда достаются "по наследству" в all инклюзив пакете к мужчине. До этого жила с двумя детьми бывшего мужа лет 5, а до того жила с сыном первого мужа, правда, недолго.
С ребенком сегодняшнего мужа я живу с ее трех лет. Теперь ей 10. Вначале я сама убирала ее комнату. Так как она живет по схеме 50/50 то у мамы, то у папы, каждую вторую неделю она приходила к нам и я видела, что она ничего не может найти, так как я убирала так, как было удобно мне, а не ей. Я видела, что она не чувствует себя комфортно в своей комнате с моим идеальным порядком.
Потом как раз в то время у меня в универе была тема «структура и дизайн детских помещений», а также участие самих детей в дизайне их же интерьеров. Ну и про огромное значение детской комнаты в жизни ребенка (что это его первый опыт самостоятельности). И нам много рассказывали и давали литературу на тему детского порядка, где говорилось, что детский порядок и детская структура очень отличается от взрослой структуры. Что дети распределяют материалы совсем по другим признакам, чем взрослые. Иногда по цветам или по форме, или по какому-то только им известному признаку. И то, что для взрослого является абсолютных хаосом, может быть для ребёнка функциональным порядком. И наоборот. Дети распределяют материалы не всегда по функциональности (в одной коробке Lego, в другой play mobile, на одной полке книги для самостоятельного чтения, на другой для чтения взрослыми детям и т.д) У детей этот порядок совсем по-другому совершается. И надо научиться с этим жить. А главное - дать возможность детям принимать самим решения. Если мы изначально исключаем, что семилетний ребёнок в состоянии внести свою собственную структуру в своей комнате, то мы никогда и не дадим ему возможность сделать это. Тем более, я анализирую свои потребности - вот я хочу убрать из ее комнаты то-то или то-то переставить - почему? - потому что мне так удобнее пылесосить! Получается, это ее комната и ее игрушки, а потребности мои типа главные - пропылесосить и навести чистоту! Короче, мне приходится постоянно взвешивать все в башке, как педагогически правильно поступить, а не по привычной мне схеме с детства.
Я тогда после своего информационного апдейта попросила ребёнка с папой самим отсортировать игрушки и материалы так, как ребёнок это видит. Конечно, результаты были не очень понятны взрослому. Но, если она видит в этом смысл, то я ее полностью поддерживаю. Скажу честно, чем больше я во время учебы узнавала о влиянии разных типов воспитания на будущую жизнь ребенка, тем явственнее мне представлялась моя ответственность. И на работе, и дома. Лучше рожать детей, не зная теории - так крепче спишь.
В общем, с тех пор я не меняла ничего в ее комнате, не переставляла и не выбрасывала. Все решения принимала она сама. Я пылесосила, вытирала пыль и ставила все уважительно по «ее местам» (заметьте не по своим местам, а по ее местам). Она создала в комнате свою структуру.
В этом году она попросила меня помочь провести некоторые изменения в ее комнате. Пришла ко мне с начерченным чертежом/планом комнаты, где она даже измерила мебель и указала в сантиметрах. Нарисовала, как бы ей хотелось переставить мебель и чего ей не хватает. Кстати, она чуть что - сразу делает объемные чертежи и составляет дотошный письменный план с пронумерованными заданиями. Я всегда в шоке, когда вижу, как она стратегически думает в своих 10 лет. Будет архитектором, наверное ;)
Мы переставили вместе мебель по ее плану. Муж промолчал, потом сказал мне, что это какой-то ужас ужасный и так же совсем не комфортно. Но мы оставили все, как она захотела, ведь это ее комната и ей в ней жить. Я, например, думаю, что то, как расставляет мебель мой муж в своей комнате - тоже ужас ужасный, но ничего ему не говорю - его комната, пусть делает, что хочет, его выбор.
Тоже самое с одеждой, уже с 2,5 лет одежду она всегда выбирала сама. И как ей одеваться и как одеваться моему мужу - не мое дело, хотя меня прямо так и тянет за язык вставить свои пять копеек. Но дрессирую себя в обратную сторону.
Плюс мне очень важно ее приватное интимное пространство. Захожу только со стуком в ее комнату и в ванную, не роюсь в ее записях. Когда у нее подруги, пытаюсь не заходить. У меня в детстве не было приватного пространства и своей комнаты, мама читала все мои тайные дневники, высмеивая их содержание, воровала у меня деньги, которые я собирала на что-то сокровенное. Обычное отсутсвие приватной сферы аля-коммуналка.
Конечно, у нас есть свои железные правила, не без них. Когда у неё гости-подруги, они не уходят, пока не уберут все вместе за собой. Во всей остальной квартире она придерживается общих правил гигиены и порядка (не разбрасывать за собой одежду, убирать за собой посуду). Да, у неё с этим трудности, так как в доме ее мамы другие правила и там за ней постоянно убирают.
Поэтому я хочу, чтобы у нас она сама все делала. Пусть лучше сама (хоть и по моим меркам не особо структурировано и чисто), чем я буду за неё убирать и все делать, потому что я могу это лучше. Конечно, я могу лучше убрать, но не в этом дело. Пусть она пожарит яйцо и оно подгорит, зато сама, чем я ей пожарю неподгоревшее. Я учу себя переставать что-то делать за кого-то только потому, что я возомнила, что я это сделаю лучше (даже на работе), другие это сделают просто по-другому, не хуже и не лучше по меркам субъективной реальности.
Для меня очень важно поддерживать ее во всех организаторских начинаниях, давать ей уверенность в том, что ее решения не менее важны, чем наши (если дело касается ее самой). Тем более важно для меня понимать, что поддержка ее самостоятельных решений в организационных вопросах и подтверждение ее значимости в самостоятельных решениях намного важнее, чем мое представление о порядке в доме или ее комнате. Она должна научиться влиять на своё окружение, менять своё окружение, не бояться принимать решения. А моя гигиена и порядок идут где-то на последнем месте. Тут самое главное ответить себе самой на вопрос - это
комната ребёнка или это
комната для ребёнка (а это уже огромная разница) или это
комната моя, в которой ребёнку можно пожить до совершеннолетия ....