Считаю, что умение подавлять эмоции и чувства навык полезный и практичный, в особенности когда есть личные цели и устремления. Хотя, пожалуй, полезный только когда есть личные цели и устремления, хз.
Ну да, что вполне понятно. Например, челу, занимающему руководящую должность, держать эмоции под контролем - оч нужный навык. В организации, например, завал, большие проблемы, все начинают нагонять истерику, психовать, на нервах, ползут слухи, разговоры, предвидящие катастрофу, народ начинает разбегаться - и тут все смотрят на тебя, как на руководителя. Как ты реагируешь. Если ты делаешь вид, что все отлично, разрулим, то и народ, в основном, успокаивается и не паникует, так как руководителю нужно пытаться спокойно разруливать всю эту суету. Иначе начнется групповая истерия. Ну им и платят, в основном, так много, потому что им нужно себя держать постоянно под контролем.
Либо пример с мамой и ребенком. Ребенок разогнался, побежал и упал. Лежит смотрит на выражение лица матери - начинает она истерить - ой ой ой - ребенок начинает орать, плакать и успокоится не скоро. Если у мамы лицо кирпичом и ноль реакции, то он может и не заплакать вовсе. Что тоже педагогически неправильно, потому что так ребенок тоже не научиться выражать эмоции. Поэтому, мы опять в правиле золотой середины. Реакция должна быть более и менее здоровой, нужно дать ребенку возможность прислушаться к тому, чувствует ли он боль, испуг, а потом уже идет реакция на боль. Потом ребенок плачет, если больно. И не плачет, если не больно.
Это самый здоровый вариант, когда дети учатся с определенного возраста ориентироваться на свои чувства и выражать «свои» эмоции, а не просто подражать родителям и их беспокойству. Именно так передаются невроз по наследству - родители своими истеричными реакциями передают детям внутренне беспокойство.
Например, когда началось корона-сумасшедствие, то те, кто привыкли ориентироваться на реакции других, те тут же поддались массовой истерии. Кто привык ориентироваться на себя, свои мысли и чувства, те до самого конца этого пытались создать свое собственное мнение, неохотно включая телевизор.
Т.е. эта фишка распространяется на многие процессы.
Возвращаясь к теме эмоций родителей и детей, то тут еще все сложнее, хотя, казалось бы, куда ещё сложнее. С одной стороны и родителям, и педагогам, и руководителям нужно держать свои эмоции под контролем, чтобы не распространять суету, а с другой стороны в этих процессах ещё важна - аутентичность. Т.е. дети учатся выражать свои эмоции, если у них были сильные примеры для подражания - взрослые, которые умеют выражать свои эмоции, а не держать все в себе. Важно для психогигиены - умение выносить эмоции наружу. Т.е. с одной стороны - выражай, с другой стороны - нельзя.
И только здравый ум нас спасет. Пришла домой расстроенная, печальная, сядь попечалься, пореви. Выплакаться, выговориться. Можно выбрать план Б: прийти печальной, уставшей с работы, выпила бутылку белого под сериал и уже все пофик.
Свои нормальные здоровые эмоции не пережила. Запила. И так несколько лет. Сколько всего может накопиться через несколько лет? О каких нормальных реакциях можно говорить, если человек постоянно глушит в себе негативные эмоции?
Будет снежный ком. Депрессия, как минимум.