Вирус лезет в голову". Как депрессия и другие проблемы настигают переболевших ковидом
Даже после выздоровления от коронавируса многие пациенты страдают от тяжелых осложнений. Это явление получило название "постковидный синдром". Психические расстройства, апатия и суицидальные мысли - одни из таких осложнений. Откуда они берутся и что с ними делать? О том, как люди, перенесшие коронавирус, месяцами - и не всегда успешно - пытаются вернуть себе прежнюю жизнь.
Это выглядит как погружение в глубокое, абсолютное равнодушие. Желаний нет вообще, и ничего не радует - "ни вкусняшки, ни отдых, ни покупки", рассказывает Екатерина, финансовый директор небольшой IT-компании из Москвы.
Хочется сутками лежать на диване. Мельчайшие бытовые неурядицы вызывают поток слез и огромную жалость к себе.
"Очень подавленное состояние, - вздыхает москвичка. - Секс? Нет, его совершенно не хотелось несколько месяцев".
Екатерине 36 лет. Ковидом она переболела еще в начале апреля - вместе с мужем. Но если супруг перенес болезнь тяжело, с температурой и сильным кашлем, то Екатерина особых проблем не испытала.
Зато они начались уже после выздоровления.
По ее словам, в голове появился туман и стало трудно соображать. При малейших нагрузках учащалось сердцебиение. Держалась слабость, температура 37,4, озноб и беспричинные боли в горле - постковидный период оказался гораздо длиннее и тяжелее, чем сама болезнь. Вскоре к этим симптомам добавилась депрессия и суицидальные мысли.
"До коронавируса я была абсолютно здоровым человеком, - рассказывает Екатерина. - У меня не бывало депрессий, хотя я эмоциональный человек и в жизни случались тяжелые ситуации. Поэтому свои страхи и переживания я поначалу списывала на неизвестность. Мужу не сразу поставили диагноз "ковид". Какое-то время мы лечились, не зная от чего. Тем более был карантин. В июле, наконец, я нашла нормального терапевта, и он прописал мне препарат, который пьют люди, пережившие инсульт. После него мне стало легче, и я думала, что вернусь к нормальной жизни".
Но апатия и подавленность никуда не делись. В сентябре Екатерина перенесла обычное ОРВИ, и, по ее словам, все постковидные симптомы вернулись: "Я поняла, что уже не вывожу и пошла к психотерапевту. Он диагностировал у меня депрессивное расстройство".
"Со стороны все выглядело как обычно"
Похожие вещи описывают и десятки других людей.
Довольно часто начинается паника, страх смерти, либо же накатывает странное смирение с тем, что ты якобы умираешь. Пропадает желание бороться с болезнью. Затем следует очень интересное состояние - как бы полный регресс сознания. Тебя просто "рушит" куда-то в прошлое, в детство, с ощущением полной беспомощности, желания плакать. Хочется, чтобы тебя пожалели".
Если болезнь прогрессирует, то происходит полное обесценивание жизни, потеря ее смысла, глубочайшая апатия. Вскоре появляются суицидальные мысли:
"Вирус как будто открывает тебе эти двери: "Заходи, здесь больше нечего делать". Это самая нехорошая фаза".
Кира, сотрудница одного из московских научных институтов, тоже испытала подобное действие "постковида". Сначала она заметила повышенную чувствительность к свету, звукам. Потом - апатию, тревожность, плохой аппетит и сон.
"Совсем страшно мне стало, когда я отловила себя на стойком желании пойти и совершить самоубийство", - рассказывает она.
Произошло это уже после выздоровления от коронавируса.
"Я намертво приклеилась к стулу, схватила вязание и написала об этом подруге, которая была со мной на связи. Мужу тоже сказала, но он не оценил степени опасности. Потом объяснил, что со стороны все выглядело "как обычно".
Она вязала два часа подряд, полностью сосредоточившись на этом монотонном занятии - в итоге суицидальный приступ ее отпустил.
Спустя время Кира обратилась к психиатру, который нашел у нее сильное
тревожное расстройство с депрессивным синдромом.
"Надо сначала включить чайник или сперва налить в него воду?"
Те, кто переболел коронавирусом, говорят, что обострение любых постковидных симптомов, включая депрессию, происходит даже спустя месяцы после болезни.
Спусковым крючком может стать не только ОРВИ, но и простое увеличение нагрузки на работе. Елена Преображенская, преподаватель из Саратова, заболела ковидом еще в феврале. Не сумев правильно диагностировать коронавирус, врачи местной поликлиники выписали ее домой с пневмонией. Из-за этого течение болезни осложнилось, Елена пропила четыре курса антибиотиков. Высокая температура держалась больше двух месяцев, вдобавок обострились хронические заболевания.
"Летом я побывала в санатории, и мне полегчало, - рассказывает она. - Осталась только легкая одышка, слабость и некоторая тревожность. В сентябре я вышла на работу, стала больше уставать. Одышка и нервозность усилились. Я отправилась на больничный. Думала, повторно ковид, но оказалось, осложнения на нервной системе. Когда ехала на повторную КТ, меня накрыла паническая атака. Пока ждала результат, все тело трясло, руки дрожали".
Серьезные последствия для нервной системы настигают переболевших ковидом вне зависимости от их возраста.
Даниил, 18-летний школьник из Уфы, заболел в конце августа. У него коронавирус сопровождался болями в груди, температурой, тошнотой. Лимфоузлы на шее распухли, постоянно скакало давление. Спустя две недели симптомы стали проявляться реже и мягче, но целиком никуда не ушли.
"И по сей день держится температура 37,1, повышенное давление и пульс. Плюс ко всему - постоянная слабость, беспричинная тревога, плаксивость, раздражительность. Учиться стало невозможно, появились сильные провалы в памяти. Я могу несколько часов что-то учить, а потом резко всё забыть", - говорит он.
Снижение когнитивных способностей отмечают большинство опрошенных пациентов.
"После ковида у меня сильно пострадала память, - признает сотрудница института Кира. - Сначала я путала и забывала слова, не соображала, в какой последовательности что делать. Самые обычные действия: надо сначала включить чайник или сперва налить в него воду?"
Врачи уверяли, что со временем мои психические функции восстановятся. В итоге получилось восстановить внимание и память наверно на 70%. Но я всё ещё забываю слова, просьбы, куда и зачем иду. Не могу сосредоточиться на какой-либо деятельности, требующей концентрации. И это по прошествии 8 месяцев!" - удивляется она.
Некоторые коллеги, друзья и даже родственники пациентов считают, что они выдумывают трудности и переживают попусту. Поэтому так важно понимать, что депрессия и другие последствия ковида реальны, а не надуманы и принятие себя и своей болезни - важная вещь на пути к полному восстановлению.