Все они были мне рекомендованы на разных этапах программы по коррекции PTSD (посттравматического синдрома).
Это будет длинный, нудный, но очень важный для кого-то возможно информативный пост.
Для Калифорнии в целом свойственен подход «комплексного благополучия», когда физическое, ментальное (образ жизни) и психическое рассматривается комплексно.
Когда одновременно к тебе применяют:
- и все лучшее, что может предложить западная доказательная медицина по части диагностики, методов лечения и фармакологии;
- параллельно с этим разные виды терапии (у меня была когнитивно-поведенческая, диалектическая, телесная и EMDR) – с весьма конкретной целью помочь найти свой здоровый образ жизни и мысли, чтобы изменив их – поменять свое поведение так, чтобы начать РЕГУЛЯРНО ДЕЛАТЬ то, что может привести к желательным для себя позитивным результатам;
- и признают важность spiritual experience – духовного опыта.
Например, в центре коррекции PTSD, где участников программы вели командами, потому что невозможно предсказать какое направление человеку «зайдет». Пробуют все подряд – а уже потом то, что «сцепилось» становится опорой для остального.
Так вот в командах были и священники разных направлений – потому что некоторым проще понять то, что им важно понять – в формате какой-то религиозной парадигмы. У нас, кроме терапевтов всех видов – был еще раввин. А так вообще при желании можно было попросить себе представителя любой конфессии – если кому-то было проще слышать и понимать важные для коррекции травмы вещи в формате привычной ему/ей религиозной риторики. Не важно во что люди верят – если это им помогает. Что человек в состоянии слушать, чтобы услышать суть – так для него и хорошо. Такой был принцип.
У нас были индивидуальные занятия, малые группы и большие лекции, где нам в общем давали образование по поводу происходящего с нами. Все эти книги были упомянуты и рекомендованы в рамках этих больших лекций. Какие из них есть на русском языке и как перевели названия я, к сожалению, не знаю – и тут нужна помощь зала. Надеюсь, те кто знают – подскажут тем, кто будет об этом спрашивать.
Бессел ван дер Колк «Тело помнит всё» - автор всю жизнь исследовал проявления посттравматического синдрома. Начал с ветеранов войны, затем обнаружил, что жертвы домашнего насилия демонстрируют те же долговременные устойчивые комплексы физических и психических симптомов. Склонность к зависимостям, разрушение и саморазрушение, агрессия и аутоагрессия, общее ухудшение иммунитета, физического и психического состояния, сниженное качество жизни. Он первым описал как все это связано с травмой и методы, которые могут помочью
Габор Матэ «Когда тело говорит НЕТ» - а также его «The realm of hungry ghosts” и «The Myth of Normal: trauma, illness and healing in a Toxic culture” – автор очень известный канадский психиатр-психотерапевт венгерского происхождения, признанный специалист по лечению зависимостей, которые развились в результате травмы. Он начинал с жертв домашнего насилия, а потом уже начал изучать сходства со всеми остальными. Это его относительно простая книга, где она на примере большого количества личных историй объясняет как конкретно хронический психический и психологический стресс приводит к физическим недугам.
Статьи и учебники по PNEI network – это ПсихоНейроЭндокриноИммунология. С 80-х годов официальный термин доказательной западной медицины. Обозначает междисциплинарный подход к изучению взаимосвязи и системного баланса психики, эндокринной и иммунной систем человека. Например, когда/если у человека начинается депрессия из-за тяжелого диагноза – его психическое состояние ухудшить течение болезни. Или разные психологические проблемы могут менять гормональный фон человека, вплоть до бесплодия и других тяжелых физических последствий. Хроническая депрессия или тревога могут снижать иммунитет. *Сюда же входит изучение прямой связи между древнейшей частью мозга («рептильным») и составом микрофлоры – про книгу GUT, я много раз писала.
Короче – как тело (сома) влияет на душу (психе), а психе на сому = механизмы психосоматики.
Вот, собственно, из этого подхода – рассматривать тело и психику в комплексе – возникла четвертая книга «Братство реки» - Джозефа Тафура.
Он врач, с классическим медицинским образованием и соответствующими корнями - который в UCLA изучает что именно происходит в тех случаях, когда использование «растений традиционной медицины Амазонии и Южной Америки» приводит к быстрому прогрессу при лечении депрессий, аутоимунных заболеваний и посттравматического синдрома. И почему в одних случаях метод работает, а в других нет. Что надо делать, чтобы повысить шансы на «перезагрузку, которая уберёт «отпечатки травмы» которая в одних случаях происходит, а в других нет – или вообще делает только хуже.
Нам коротко рассказали несколько кейсов и в одной из больших групп был участник, который рассказал о своем опыте – когда ветераны войн, находившиеся долго-долго в коррекции посттравматического синдрома, сознательно проработав его вдоль и поперёк – все равно не могли избавиться от физических симптомов (дерматитов, аутоимунных проблем и др.). Головой все понимали – до тела все равно не доходило. И церемония им помогала перезагрузиться и на уровне тела тоже.
Кратко «буллет пойнтс» книги:
- отношения «западной» медицины с растениями Амазонии начались с яда кураре, который дал нам многое в современной анестезиологии, миорелаксантах и многом другом;
- как только концепция PNEI – рассматривать в комплексе психонейроэндокриноимунное здоровье человека – стала официально признанной – сразу начались исследования как аяуаска и пейот, влияют на это «эмоциональное тело человека»;
- когда была открыта дефолт-система мозга (та, где «облака наших мыслей, гонимые ветрами мотивов» - возникла чтобы отслеживать и прогнозировать поведение и отношение членов стаи, теперь так же используется для любой творческой деятельности) – сразу началось изучение что с ней происходит под воздействием «молекулы духовного опыта» - DMT. Кратко: она пылает. Что бы она ни процессила – начинает процессить это с турбоускорением. С этим связано измененное ощущение времени у некоторых (у меня как раз было), что за 4 часа церемонии как будто несколько лет прошло;
- большое значение для эффекта имеют: качество приготовления напитка разумеется, диета (за 2 недели минимум надо перейти на здоровую, сбалансированную вегетарианскую или веганскую), общая подготовка – что человек в целом знает о себе, своем психологическом состоянии (например, травме) и насколько у него развиты навык обозревать, что с ним происходит. Например, испытывать гнев, но одновременно и самонаблюдать его – понимать, что его вызвало, осознавать, что между мыслью и действием огромная дистанция, увидеть ситуацию с разных точек зрения.
Какова квалификации шамана – или фасилитация процесса в целом может быть какой-то другой – в процессе изучения;
- аяуаска может быть турбоускорителем терапевтического процесса, когда/если человек в нем уже достиг устойчивого понимания своего состояния и какого-то прогресса – например, уже понял, что есть прямая связь между желанием уйти в
запой и паникой перед ситуацией, где его будут оценивать.
Или что его импотенция – психологическая и активируется каждый раз, когда кто-то становится эмоционально значим.
Или что в теле «застряло горе» - как необъяснимый физический симптом. Не вдаваясь в подробности – у меня это очень странное поведение иммунной системы, которая иногда рандомно вскидывается на какие-то части своего же организма. И сколько бы мы всего через голову не осознавали – тело на эти успехи реагирует очень незначительно.
Вот в таких случаях возникает эффект «годы терапии концентрированные в часы».
- этот процесс никогда не предполагался как «развлекательный» - это способ посмотреть что у тебя в голове варится, гораздо быстрее это обработать, отработать и отпустить.
Что происходит с человеком, который хотеть увидеть что-то весёленькое - а увидел содержимое своей головы, причём совершенно к этому неподготовленным - я вчера наблюдала. Это был пример «как не надо делать».
«Интегративная медицина» - это когда семейный врач из UCLA (как наша тигромать) спокойно может прописать курс каких-то процедур китайской медицины. Признавая эффективность рефлексотерапии наравне с «западной» инъекцией в колено. Или когда в рамках программы по коррекции PTSD вполне классические врачи и терапевты рассказывают, что иногда – далеко не всегда конечно же и мы не понимаем как – удается с помощью «традиционной растительной медицины Амазонии» довести наконец до тела, то, что головой осознал – а на уровень тела это осознание все никак не доходит.
Поскольку интегративный подход обрел колоссальную популярность и признание в долине – то и в ЛА окончательно перестал быть «наследием New Age”. Может быть этот подход еще довольно сложно и долго (этот пост занял 3 страницы А4 – кто его осилил – вы мастер сохранения фокуса!) объяснять за пределами Калифорнии – но в ней самой это уже объяснять почти не приходится.
Это было пояснение - с какой стороны конкретно меня сюда принесло.
А так сколько людей на церемонии - столько историй, как попали и столько вариантов «как это было».
Отсюда вот стартует неделя психоделических рассказов