День 10. Амазонка. Долго-долго гуляем накануне последней пятой церемонии – перед тем как последний раз нырнуть в «океан Соляриса».
Что каждому принесла долгая очная ставка с собой. В каких метафорах, образах, ощущениях каждый узнавал актуальный ландшафт своей внутренней субъективной реальности. Я вижу все в разговорных сценах со значимыми для меня людьми или существами. Кто-то вообще не видит картинок – только поток ощущений. Кто-то видит сны, только гораздо ярче и интенсивнее обычных.
Я вспоминаю, что бум аяуаски в ЛА вообще и индустрии в частности - начался как раз примерно, когда я переехала (2015-2016 гг). Это была «новая йога». Люди понимающе переговаривались про необходимую диету без мяса,
алкоголя и секса. Отношение было самым разным. Кто-то считал это способом расшевелить воображение, кто-то очередной модной фишкой, кто-то «все делают и мне надо».
- Когда мы сюда попали в начале нулевых, - вспоминает организатор, - это было таким открытием. Мы поняли, что нашли что-то настоящее. Но здесь уже тогда было полно англоязычных последователей. И уже тогда было ясно, что через 10-15 лет эти церемонии связанные с растениями Амазонии ждёт та же судьба что йогу, тибетские глубокие медитации, буддистские практики. Что когда это хлынет в массы - то и с аяуаской начнётся всё то же самое. Старых мастеров, которые знали и понимали процесс, имели глубокое уважение к нему, учились и практиковали достаточно долго, чтобы знать, как помочь человеку – не будет хватать. Прибывающие не будут ничего знать об этом. И очень быстро начнутся химические заменители, песни в записи, любой местный в национальной одежде для колорита посаженный в зале, куда запускают группы 30-40 человек. А потом это начнут делать люди, которые настоящего шамана – даже плохого - вообще никогда в жизни даже не видели. Что начнутся гастролеры по миру с этим же набором. И очень быстро появится армия людей, которые будут считать, что раз они посидели несколько месяцев в Икитосе на шаманской диете – то они уже достаточно квалифицированы, чтобы раздавать людям напиток, включать песни в записи и помогать толковать видения. Причем они будут какие-то свои мысли и представления им навязывать – не приближая ни к какой ясности, а наоборот только еще больше путая. И в конце концов, к этому массово станет такое же отношение как к той ж випассане – все про нее что-то слышали, уверены, что знают что это, «у меня многие знакомые ездили…». При этом оказаться они могли где угодно – отличить реальный процесс от его имитации, человек, который настоящего этого в принципе никогда не видел, не может никак.
- Люблю такие парадоксы в жизни. Когда традицию, пережившую века гонений от церкви и государства, убивают в итоге не они – а всемирное признание.
- Ну да. Люди приезжают на несколько церемоний, потом начинают сами возить сюда группы. Недавно был случай – один назвался проводником, завез в деревню каких-то своих знакомых, там парню стало плохо – он всю ночь бегал и кричал, а утром повесился. Что ему там дали? Да могли все что угодно дать. Местный, к которому их привезли, дальний родственник известного шамана, но он в жизни не учился этому и понятия не имеет ни о чем вообще.
- Это всегда был инструмент самопознания. Способ заглянуть в себя и увидеть в какой точке сейчас находишься. Все что человек видит говорит что-то только о нём самом. Это может быть что-то приятное, что-то страшное, что-то мучительное. Чего он стыдится. Или о чем мечтает. Или чего не хочет видеть. Аяваска очень мощный инструмент для этого – требующий уважительного, аккуратного обращения и мер предосторожности. Делать ее абы с кем – все равно что с парашютом прыгать не с реальным инструктором, а с любым кто им назвался, который причем не летит вместе с тобой. Который что угодно мог сделать не так – не так сложить парашют (приготовить), не так объяснить что делать (вопросы, что помогают человеку понять что ему явил «Солярис» - почему именно такие образы, что они значат конкретно для него) и не имеет понятия как его страховать, если вдруг что-то пойдет не так.
В общем, если в случае с йогой в фитнес-центре с человеком, который ее учил онлайн – можно, максимум, растяжение получить или защемление какое, то в случае с аяуаской – ущерб может быть гораздо больше.
- И вот нам постоянно пишут «знакомый/брат/друг поехал в соседний город на встречу с шаманом, вернулся в психозе – почините!», или упал в депрессию, или теперь не может вылечиться хрен пойми от чего. И это уже не остановить.
Короче, теперь я думаю, что к моему дневнику надо прикрутить предупреждение, что «все трюки выполнены профессионалами с использованием специального оборудования и других профессионалов – не повторять в домашних условиях».
То, что «видишь» и «ощущаешь» какие-то моменты помогает их процессить с огромной скоростью и эффективностью – если у человека уже есть навыки, настройки, отношение, понимание, что это все происходит в его голове и что делать с возникающим «знанием». Как использовать это ощущение «знания», полученное на уровне физического нутра с огромной интенсивностью – чтобы повысить свои шансы на желательное изменения. У меня это работа с последними оставшимися телесными симптомами complex PTSD – и есть экспериментальные подтверждения что правильно проведенные церемонии аяуаски иногда помогают «перезагрузиться» после травмы.
- Ну ты видишь, как мы делаем. Группы маленькие, чтобы каждому можно было уделить достаточно внимания и времени. Мы не нанимаем никаких помощников – сами следим за процессом. Сколько вот так людей можно пропустить через себя, чтобы это действительно имело смысл? Чтобы это могло работать как это должно работать – для самопознания. Что человек не видел на самом деле никаких инопланетян и не получил никаких сакральных знаний для всех, которыми немедленно должен поделиться с миром.
В лучшем случае – он смог увидеть, понять и понять как собрать/починить себя самого.
Подготовленная – в смысле образованная и тактичная группа – в данном случае может помочь так же, как такая группа будет ускорять и повышать качество любой классической терапии.
Это они так пытались мне сказать, чтобы я не выкладывала их контакты прямо в блоге )))
У меня, кстати, в какой-то момент была такая метафорическая картинка. Что меня часто кто-то ведет рукой сзади за плечо. И чтобы с ним заговорить надо сказать «I choose to believe” (я выбираю верить). Спрашиваю:
- Кто ты?
- Я то, во что ты веришь - и говорю с тобой о тебе так, как ты можешь услышать.
Мне очень эта формулировка понравилась.