Куда приводят мечты

  • Автор темы Автор темы Freyja
  • Дата начала Дата начала
Если именно так сказана - для меня не безобидная. Не люблю такого тона и указаний что мне делать.
Где ты там тон услышала? )) точнее вот что до тебя долетело -
А "уйди, мешаешь" мне будет неприятно.
в конце так и просится "сука")) и всё понятно сразу..

А мой вариант можно разным тоном сказать, да так, что получится с точностью до наоборот - призыв мешать! )

Но я не об этом. А если кто-то рубашку гладит, не надо его обнимать, даже ребенку, а если не понял - скажи и никаких обид тут быть не может. Или снег чистит снегоуборщиком - не надо приставать с вопросами, т.к ничего не слышно и просто опасно. Но многие не понимают даже таких простейших примеров. А если чуть сложнее, там начинается полный мрак.

Мне порой и дети-то в напряг бывают.
Ключевое слово - "порой". Это как "редко". Про "не мешать" я имел ввиду в широком смысле, т.е чаще всего не мешает, чем наоборот. С запойных потому и соскочить не могут, что они неделю пьют, неделю отходняк, затем могут не пить квартал. И жесть стирается. Прикол постепенной потери качества жизни или морока в этом.

Сам я, после того, как пожил один 10 лет в режиме 4+3 вообще не представляю сейчас совместной жизни с кем-либо на постоянку. Такой вариант ни в чем не вписывается на базовый вопрос "а что взамен". Ни одного "за" нет, даже удивительно.
 
в конце так и просится "сука")) и всё понятно сразу..
Не-не, "сука" это уже про другое
Я про формулировку из позиции - "ты, уйди".
Про утюг и шумный агрегат я бы и сама не полезла, что я, дебил?))

Я про сам подход. Когда человек с позиции себя говорит - у меня есть выбор. Я понимаю, что ко мне относятся как к адекватному дееспособному партнеру. Я не буду делать вопреки или во вред, с большей вероятностью я услышу и учту пожелание, как хотела бы, чтобы и к моему пожеланию отнеслись.

Но когда мне начинают фразы-указания раздавать, меня это злит. И при этом считают, что это нормально, а чё такого, ты что, не догадалась - почему я так говорю. Всё же понятно и тп.

Вот тут начинается разгул для моих тараканов. Я могу догадаться так, что мне вообще этот человек станет неприятен.
Я не обязана догадываться о чувствах и желаниях другого. Зачем мне эти головоломки, к тому же с вероятностью ошибиться и оказаться "дуро".
И к другому я не предъявляю таких ожиданий.
Можно же сказать. Я сама предпочту сказать как мне лучше, чего бы хотелось или не хотелось и почему.

Когда начинаешь думать, а почему тебе это так - очень многие вопросы ещё на подходе отпадают. И вместо - уйди, пойди, ты мне не то и не так - появляется формулировка-просьба о том, что мне действительно надо. Без указаний.

К тому же, живя на ограниченных метрах или находясь внутри ситуации, куда я, блин, уйду?

Не знаю понял ли ты меня. Скорее всего у нас разные ситуации всплывают в голове как пример.
Ещё тут возможно много моих тараканов. Со мной непросто жить, мне и самой-то не всегда это легко дается)))
 
Не знаю понял ли ты меня.
Понял то, что ты чересчур буквально восприняла эту фразу - там что-то личное, может часто ее слышала, а произносящий не заморачивался об индивидуальном подходе. Который, подход, применительно лично к тебе, вместо "уйди, ты мне мешаешь" обязывает произнести "дорогая, мне нужна минутка на состредоточицца, ты же уводишь мой могучий интеллект куда-то не туда..". И ты бы хмыкнула и подарила минутку.

Или опять нужен конкретный пример.
Великое "сделай так, шоб я тебя искал" можно влепить обидно, а можно так, что станет ясно, что надо делать, но обидно не будет.

Сложные материи всё это. Тяжко обсуждать отвлеченно.

Но главная мысль - "члены семьи не должны мешать друг другу", как мне кажется, исчерпывающе верна.
Она не проверяется обратным ходом, типа "члены семьи должны мешать друг другу".
А кому должны или не должны - и сами себе, и друг другу.
 
Ещё тут возможно много моих тараканов. Со мной непросто жить, мне и самой-то не всегда это легко дается)))
Это не тараканы, это индивидуальные особенности. Ты действительно интересная. Очень ранимая, властная (без "очень", но ага) и простая (в прямом, нормальном смысле, и опять без "очень") одновременно. Такой набор есть нечастое сочетание. Это твое ядро. И уж точно ты не простушка. Работой над собой можно поменять прошивку (внешние реакции, чтобы овладеть ими), но ядро (внутреннее) - никогда. Если кто почувствует этот главный твой набор, то сможет начать общаться напрямую с ним, ядром, заскакивая сразу за границы или дистанцию, но не нарушая их (сложно понять как так, но вот так)))
 
Возможно, будет интересно.
Юлия Сианто
17 января 2018 г. ·

Серотонин.
Начну с главного - погрузившись в это исследование, я выяснила три принципиально новых для себя вещи.
Первое - серотонин, оказывается, совсем не тот "гормон счастья", как его обычно называют. По крайней мере, не того "счастья", которое я за него держу - знаете, такое пузыристое, подпрыгивающее, радостно-летне-мороженовое счастье. Нет, это не оно.
Второе - степень базовой активации серотониновой системы в теле имеет генетическую природу. Так же, как и в случае с дофамином, из моей предыдущей статьи. Логично, да?..
Ну, и третье, удивительное - причины депрессии могут быть совершенно никак не связаны с низким уровнем серотонина.
Теперь давайте подробней, по порядку и, как я люблю - начнем с небольшой зарисовки.
У моего бывшего мужа есть родственники на севере Португалии. Большинство из них живет в двух-трех деревнях недалеко от областного центра - причем, уже многими поколениями. Португальские деревни - это, конечно, совсем не то, что русские или украинские. Современные дома, хорошие машины, приличные школы и сады, магазины за углом. Дороги там такие, что, живя в 30км - весь их путь на работу занимает те же 30, только минут. Природа, щедрая земля и теплые зимы, речка. В общем, отличное место.
Вот только я бы сдохла там жить. Почему? Из-за людей и их представлений об идеальной жизни.
Для примера я вам опишу кузину моего мужа, замечательную сеньору Ану Марию.
Она успешнее всех своих сестер - вышла замуж за первого же поклонника, обеспеченного зубного врача, сама потом выучилась на медсестру, что очень уважаемо в той местности. У них трое детей, старший - победитель многих государственных олимпиад по информатике, подает огромные надежды. Живут они в большом и просторном доме, стоящем на семейной земле ее мужа, в окружении еще семи таких же домов его родственников. У них там всегда большие семьи, слава богу.
Кстати, о Боге. Ана Мария весьма религиозна, хоть и на современный, очень спокойный манер. Юбок она не носит, голову не покрывает - но каждое воскресенье вся семья идет на мессу, в спальнях висят обязательные распятия в изголовье, на столиках и тумбочках - ангелочки и статуэтки Девы Марии. Раз в год - по пути на юг они заезжают преклонить колени в Фатиму, самый известный центр католического паломничества в Португалии.
Потому что да, каждый год, примерно в те же самые числа августа, они ездят отдыхать - всегда в один и тот же отель на юге Португалии. Им там когда-то понравилось в их медовый месяц, и с тех пор и пошла семейная традиция.
Ни разу в жизни никто из всей семьи (кроме старшего мальчика, который от школы летал на соревнования) не выезжал за пределы страны. Несмотря на то, что, помимо наличия денег, у них есть родственники в Бразилии, во Франции, в Швейцарии, а до Испании - рукой подать. Но зачем? Им и дома хорошо.
Также, они никогда не едят ничего "нетрадиционного".
- Суши?!.. - округлила она глаза, когда мой бывший муж как-то рассказывал о нашем праздновании его дня рождения. - Суши? Ооо нет, я такое даже в рот никогда не возьму! Зачем? Наша обычная португальская еда все равно самая вкусная.
Ана Мария степенно и плавно ходит, красиво говорит. Мальчики ее слушаются беспрекословно, а мужа - который еще более спокоен и тих - слушается уже она. Они никогда не ссорятся на людях. В субботу ездят к ее родителям, в воскресенье, после мессы - к его. Где встречать Рождество - тоже определяется очередностью года. Сбоев не было никогда.
У них все всегда хорошо и спокойно.
(Вот только скучно - аж зубы сводит!..)
И, собственно, такой образ жизни - мечта и пример для всей семьи. Да что там - для всей деревни!
(А я, в свою очередь, даже немного радовалась, когда моего бывшего мужа они медленно, но верно "исключили" из еженедельного обзвона и приглашений на праздники после его женитьбы на иностранке и экспериментов с питанием. Меня эти традиционные ценности и обязательные расцеловывания по этикету слегка утомляли, скажем прямо.)
Окей, к чему все это здесь? А к тому, что Ана Мария - это вам живой пример человека, у которого очень активная серотониновая система (и не очень активная дофаминовая, в отличие от меня). Причем, в ее случае, это явно генетически (и микробиотически) передалось ей со стороны родителей, которые так же степенны и традиционны.
Что же такое серотонин и почему он оказывает такое влияние?
В первую очередь, как нейромедиатор, серотонин не столько приносит положительные эмоции, сколько снижает восприимчивость к отрицательным. Поэтому, принимая антидепрессанты, не стоит ожидать больше радости, но скорее - меньше боли и чувствительности. В нашем мозге постоянно идет огромное количество сенсорных и эмоциональных потоков. Убрать, приглушить лишнее и оставить только главное — это одна из задач серотонина.
Радость от выполненного, а еще больше предвкушение - это работа дофамина. Ощущение любви и близости - окситоцина. Физический кайф - заслуга эндорфинов и, в ситуациях, связанных с опасностью - адреналина. Чувство собственной офигенности и драйва от этого - может быть частично следствием работы эстрогена и/или тестостерона (в комплекте с дофамином).
Серотонин же - успокаивает. Расслабляет. Балансирует циркадные ритмы сна и бордствования. Обезболивает оголенные нервы. Дает спокойствие и ощущение правильности окружающего мира. Ощущение того, что все под контролем.
Некоторые люди - как Ана Мария - генетически наследуют активную серотониновую систему.
Много рецепторов, активное выделение - и вот, человек по жизни очень терпелив, умеет концентрироваться на важном и - уверен в себе.
Да, научно доказано, что серотонин помогает чувствовать собственную значимость и важность. В одном из исследований обезьян учёные установили, что уровень этого нейромедиатора у доминирующей особи становится выше, чем у других. Такая обезьяна отличается плавностью и величавостью движений ("мне некуда спешить"), размеренностью поступи и "речи". Однако, если лидер теряет контакт над своими подчинёнными (был отсажен в клетку), то уровень серотонина в его крови постепенно снижается и поведение меняется.
По исследованиям Хелен Фишер (о ее системе я напишу еще отдельный пост, пожалуй, это ооочень интересно) - люди, у которых серотониновая система очень активна, обычно следуют традиционным ценностям - семья, близкие друзья, религия, постоянство. Они могут быть общительными, легко социализироваться, но при этом консервативны, не спешат исследовать мир вокруг и выберут скорее верных друзей, чем интересных.
Еще у "серотонинщиков" обычно высокий болевой порог - их не испугать уколом или порезом, они слабо чувствуют боль (у "дофаминщиков" - наоборот).
Бывают ли сильно активированы обе системы? Да, наверное. У меня лично есть пример моего папы - по ощущениям, он и с серотонином дружит, и с дофамином одновременно. Любит приключения - но очень в них ответственен и не рискует почем зря, обожает учиться новому даже в свои 70 - но очень ценит верных друзей. Не чувствует боли. Всегда на позитиве и спокоен. Хлебом не корми, дай попробовать новое - но склонности к зависимостям никакой. В общем - идеал!..
Кстати, никого не встречала человека, более здорового в его возрасте, несмотря на полное отстутсвие к этому каких-то усилий с его стороны.
Я же от него унаследовала только высокое количества дофамина, а вот с серотонином у меня похуже - боль не переношу просто никакую, спокойствия и величавости движений тоже не видать 🙈
Возвращаясь к моему любимому вопросу про материнство - да, именно "серотониновым" мамам материнство наиболее в радость. Особенно, если окситоцин тоже работает как надо.
Что может помочь выработке серотонина? Я прошерстила половину интернета и у меня получилось сделать интересные выводы.
1. Здоровое питание и восполнение дефицитов.
С одной стороны, принято считать, что образованию серотонина способствуют продукты питания с содержанием триптофана - это такая аминокислота, встречаемая во многих продуктах питания. С другой, я нашла интересные исследования про микробиом человека и, конкретно, лактобактерии. Так вот, выяснилось, что с падением их количества в кишечнике, в крови возрастает уровень кинуренина — продукта ферментативного распада в печени... того же самого триптофана. Кинуренин ещё называют "гормоном несчастья", по аналогии со "счастливым" серотонином, потому что считается, что он "приводит" за собой депрессивные настроения.
Поскольку уже несколько лет я плотно копаюсь в теме человеческого микробиома, а также естественного восстановления здоровья - то мне сразу здесь видится кое-какая взаимосвязь. Логично, что нам нужен триптофан - но только ли он? Не важнее ли состояние микробиома?
Еще одни интересные исследования, изученные мной, говорят о том, что организму для производства серотонина нужны также достаточный уровень витамина Д и жирных кислот омега 3. Про важность витамина Д сейчас уже знают все, слава богу, но мало кто понимает, как правильно его пить. Омега 3 - та же история (и пить ли вообще).
Еще из найденного для серотонина: цинк, магний, витамин С, витамины B6 и B9. Тоже - важно, нужно, но главное, чтобы с умом.
Потому что, пить вот это все постоянно, что ли? А может, можно ли получать эти микроэлементы с едой?
Да, можно. Если кишечник нормально работает. Если нет мутаций в других генах, отвечающих за процессинг этих нутриентов...
И я спрошу главное - вы уверены, что усваивается это все как надо из пищи, если кишечник - "дырявый"? (leaky gut) Что, вообще-то, характерно абсолютно для всех людей, у которых есть какие-либо аутоимунные заболевания или симптомы (типа аллергии).
В общем, не хочу нагнетать, но у меня сложилось такое впечатление, что, если у вас не активная серотониновая система от природы, если не хватает спокойствия и собранности - то, в самую первую очередь, нужно заняться собственным питанием, здоровьем микробиома и однозначно добавить витамин Д и далее по списку в рацион. Причем, в довольно большом количестве.
UPD янв2020: Собственно, про это все я и консультирую теперь как нутрициолог, подбирая индивидуальную программу под каждого конкретного человека.
2. Физические упражнения.
Уровень серотонина доказанно поднимается, если регулярно и стабильно заниматься спортом. В общем-то, любым, хотя такие плавные практики, как йога, пилатес, стрейчинг, танцы - однозначные фавориты. Но главное - регулярность.
Кстати, читала очень интересное и про осанку. Поскольку высокий серотонин связан с лидерством в обществе, с прямой спиной, вальяжностью, плавностью движений, то намеренная, целенаправленная практика этого всего в обычной жизни работает и в обратную сторону - повышает выработку сама по себе.
В общем, чаще держим спину
1f609.png
;)
3. Достаточное количество сна и дневного света.
Серотонин активно участвует в регуляции дневных ритмов, и его производство наиболее высоко именно утром, а также под воздействием яркого света. Природа не дура, в общем, что так придумала, что мы просыпаемся от лучей солнца. Привет всем жаворонкам - не по необходимости, а по натуре и возможности. Вы - молодцы! А еще - всем живущим на юге, где много солнца и света. Страшно вам завидую!..
4. Медитации, молитвы, созерцательные практики.
Видела интересное исследование о том, как люди, практиковавшие двухнедельную молитвенную аскезу, получили +лвл к выработке серотонина и -лвл к выработке дофамина. Вообще, любые духовные и mindfullness практики однозначно относятся к "серотониновым" - они успокаивают разум и тело, отсекают лишние сигналы, уравновешивают сознание. Верно и обратное - люди с высоким уровнем активации серотониновой системы чаще религиозны, чем все остальные.
5. Психотерапия и обучение проживать эмоции и принимать свои чувства.
Это частично относится к пункту 4, но здесь кроется кое-что важное, на чем мне бы хотелось заострить внимание.
Для меня принятие себя и своих чувств - это принятие, в том числе, и того, что изначально, генетически, я не "серотониновый" человек. Я - "дофаминщица", моя жизнь напоминает американские горки, с их взлетами и падениями настроения и интереса.
И это - нормально.
Я, осознав свою природу - отгоревала ее. Поплакала, что не видать мне спокойствия в жизни "просто так", от природы задаром.
И выдохнула.
Решила, что раз так - ну что ж, зайдем тогда с другой стороны.
Сказала - а не слабо ли мне, работая над этим всем вышеперечисленнным, конечно, но все-таки принять себя такой, какая есть, и выстроить свою жизнь более подходящим мне способом?..
И это был game-changer.
Я перестала пытаться запихнуть себя в рамки "серотонинового" общества - ценящего спокойствие, держание себя в рамках, следование традициям.
Мне так жить - некомфортно. Я не люблю сидеть дома с ребенком. Работать на работе с 9 до 6. Традиционно организовывать праздники дома. Поддерживать дружбу с друзьями детства, просто потому что они верные друзья.
Я позволила себе проявляться в мир - собой, яркой, не вписывающейся в традиционные рамки, переменчивой.
Я нашла себе партнера, который тоже - готов к постоянным моим качелям. Нашла работу, от которой "дофаминит". Нестандартный - но и нескучный! - образ жизни.
Конечно, я помогаю своему телу как могу - питанием, спортом, сном.
Но, в целом - просто люблю себя и беру на себя ответственность за свою жизнь. В том числе - за свои "откатные" дни и черноту обломанных мечт... Я просто принимаю их как данность. Данность моей природы.
И принятием и непротивлением - выхожу из них куда как легче и быстрее, чем раньше.
В конце - о депрессии.
Я решила не брать на себя ответственность что-либо говорить о ней сама и вместо этого перевела для вас несколько кусочков из новой книги Йохана Хари "Потерянные связи: Реальные причины депрессии и неожиданные их решения" ("Lost Connections: Uncovering the Real Causes of Depression - and the Unexpected Solutions" by Johann Hari), которые недавно были опубликованы в Guardian.
"Когда мы снимаем селфи, мы делаем 30 снимков, 29 из которых - с моргнувшими глазами или двойным подбородком - потом просто удаляем. Мы отбираем для своего профиля в Тиндере - единственное лучшее фото. Оказалось, что фармацевтические компании - которые финансируют практически все исследования в этой области - используют похожий принцип, когда речь идет об антидепрессантах. Они дают гранты на множество исследований, а потом скрывают те, которые выявили возможные ограничения в применении лекарств и показывают широкой общественности только успешные. Например, в одном из таких исследований лекарство получали 245 пациентов, но фармацевтическая компания опубликовала результаты только по 27. Тех 27, которым это лекарство, по всей видимости, помогло.
(мое примечание - и вот еще одна цитата, из русскоязычного издания, базирующегося на исследованиях: "Как выяснилось, многие из клинических испытаний этих препаратов были не очень добросовестными: часть данных могла скрываться, а дизайн некоторых исследований оставлял желать лучшего. К примеру, 65 процентов испытаний оказались финансируемыми Big Pharma, из них 30 процентов имели высокую степень предвзятости, 60 – умеренную. В целом из 34 испытаний реально добросовестными оказались лишь 4.")
Оказалось, что 65-80% людей, получающих лечение андепрессантами - снова диагностируются как "в депрессии" в течение года [с момента начала лечения]. Я привык думать, что мой случай был исключением - в том, что я продолжал находиться в депрессии, даже принимая лекарства - но профессор Кирш объяснил мне, что это абсолютно типично. Антидепрессанты помогают некоторым людям - но совершенно точно это не решение для всех.
...
Это [выяснение правды про исследования] поставило профессора Кирша перед вопросом, удивившим его самого. Почему мы вообще считаем, что депрессия вызвана низким серотонином? Когда он полез прояснять этот вопрос, то обнаружил, что доказательства этого постулата - ошеломительно шатки. Профессор Эндрю Скулл из Принстонского университета, пишущий в Lancet, объясняет, что обоснование депрессии внезапно упавшим уровнем серотонина - "ненаучное и вводящее в глубокие заблуждения". Доктор Дэвид Хили сказал мне: "Для этого никогда не было никаких оснований. Это просто маркетинг."
Мне не хотелось этого слышать. Когда ты долго живешь, объясняя историей про серотонин причины своей депрессии, то потом очень не хочется отказываться от этой идеи снова. Для меня в свое время это был словно поводок, который я накинул на свою боль, чтобы держать ее хоть под каким-то контролем. Я боялся, что, если я потревожу это представление о своей боли - представление, с которым я жил уже так давно! - она вырвется на волю, как дикое животное. Но реальные научные доказательства показали мне кое-что, на что я больше не мог закрывать глаза.
.....
Что же происходило на самом деле? С каждым интервью, которые я брал у ученых по всему свету - от Сан-Пауло до Сиднея, от Лос-Анжелеса до Лондона - частички паззла все плотнее укладывались в единую картину.
Мы все знаем, что у человека есть базовые физические потребности: в пище, воде, безопасности, чистом воздухе. Но оказывается, что, подобным образом, у людей есть еще и базовые психологические потребности. Нам нужно ощущать себя частью чего-то большего. Нужно чувствовать, что мы - ценны. Что хороши в чем-то. Нам критически важно иметь уверенность в нашем будущем.
И все больше исследований показывают, что наша культура не создана удовлетворять эти потребности - для многих, а скорее, что и для большинства, людей. Я осознал, что, так или иначе, мы все чаще оказываемся разделены как сообщество - и все больше отдаляемся от этих базовых вещей, в которых так нуждаемся. И что именно эти неудовлетворенные психологические потребности - главная причина все возрастающего количества людей с депрессией и приступами беспричинной тревоги.
......
Когда я осознал все это, мне нестерпимо захотелось вернуться в прошлое и поговорить с тем подростком, которым я был, когда впервые услышал историю о "низком серотонине" - историю, которой потом еще многие годы я буду обманывать себя. Мне бы хотелось сказать ему: "Боль, которую ты чувствуешь - это не патология. Это не сумасшествие. Это знак, что твои базовые психологические потребности не удовлетворены. Это форма горевания - горевания о себе и об ошибках, совершаемых обществом. Я знаю, как глубоко это ранит тебя. Как заживо режет все, что внутри. Но тебе нужно прислушаться к этому знаку. Нам всем нужно начать прислушиваться к людям, который подают этот знак... Он говорит тебе, что именно неправильно. Он говорит, что тебе жизненно необходимо глубокое взаимодействие с собой и другими людьми, которого ты еще не знаешь - но однажды обязательно ощутишь."
Если вы в депрессии или страдаете приступами тревоги, вы не машина, у которой сломалось колесико. Вы - человек, чьи жизненно-важные потребности не были удовлетворены. Единственный реальный способ выйти из этой эпидемии отчаяния, охватившей нас - начать восстанавливать эту глубокую связь с собой и другими и находить вещи в жизни, которые по-настоящему имеют смысл.
Всем вместе."
 
@artalk спасибо большое за статью!❤️
Мне она очень отзывалась, особенно: "
Единственный реальный способ выйти из этой эпидемии отчаяния, охватившей нас - начать восстанавливать эту глубокую связь с собой и другими и находить вещи в жизни, которые по-настоящему имеют смысл.
Мне кажется, сейчас я гораздо больше, чем когда либо раньше, ощущаю эту связь с собой и другими и продолжаю ежедневно ее укреплять, учусь понимать свои потребности и находить новые возможности, вовремя отдыхать, сохранять состояние "здесь и сейчас" отпускать и ловить нужные "потоки".
И всё идёт своим чередом.

Про серотонин я тоже согласна, что он не связан с переживаниями тех ярких радостей, которые для многих ассоциируются с "счастьем". Он больше про устойчивость, спокойную радость.

Насчёт препаратов всё индивидуально, как всегда. Я пока принимаю сертралин в небольшой дозировке.
С моим психиатром мы сдружились:), нам всегда есть что обсудить и чем обменяться по теме. Думаю он идёт мне навстречу, продлевая рецепт. Но не только.

Через некоторое время после начала приема я стала чувствовать себя более спокойной в целом. Меньше раздражаться, быстрее восстанавливать душевное равновесие. Я стала внутренне более стабильной. И, соответственно, внешне более продуктивной. Это очень ценно для меня.
Иногда я думаю, что это самовнушение. Продолжаю работать над собой и учу навыкам саморегуляции других людей, ежедневно занимаюсь физическими упражнениями, так как они входят обязательным компонентом в мои занятия.
В то же время в моей работе и в остальных сферах жизни много всего происходит спонтанно и неожиданно, приходится каждый день импровизировать и придумывать новые сценарии, находить различные решения. Это и интересно и очень утомительно одновременно.
Не знаю как описать точнее, но в этом постоянном бурлящем потоке мне сейчас легче удерживать курс.
Мы обсуждали вопрос отмены препарата и варианты этого процесса. Я настраиваюсь.
Раньше я как будто была в шторме своих чувств и очень от них уставала.
Я обратилась к психиатру, когда стала подозревать, что защищаюсь, "уходя" в болезнь. Вроде сейчас меня отпустило, моё состояние значительно улучшилось.
Когда буду готова - посмотрю чего я достигла за это время без участия препарата.
Сейчас я ещё не приняла решения, но думаю об этом.
 
Мне кажется, сейчас я гораздо больше, чем когда либо раньше, ощущаю эту связь с собой и другими и продолжаю ежедневно ее укреплять, учусь понимать свои потребности и находить новые возможности, вовремя отдыхать, сохранять состояние "здесь и сейчас" отпускать и ловить нужные "потоки», я стала чувствовать себя более спокойной в целом. Меньше раздражаться, быстрее восстанавливать душевное равновесие. Я стала внутренне более стабильной. И, соответственно, внешне более продуктивной. Это очень ценно для меня.
Иногда я думаю, что это самовнушение. Продолжаю работать над собой и учу навыкам саморегуляции других людей, ежедневно занимаюсь физическими упражнениями, так как они входят обязательным компонентом в мои занятия.
В то же время в моей работе и в остальных сферах жизни много всего происходит спонтанно и неожиданно, приходится каждый день импровизировать и придумывать новые сценарии, находить различные решения. Это и интересно и очень утомительно одновременно.
Не знаю как описать точнее, но в этом постоянном бурлящем потоке мне сейчас легче удерживать курс.
Мы обсуждали вопрос отмены препарата и варианты этого процесса. Я настраиваюсь.
Раньше я как будто была в шторме своих чувств и очень от них уставала.
Фрейя, вот все что ты описала у меня это тоже происходит, но без препаратов. Интересно, что это все стало происходить после отмены алкоголя и никотина. Значит что, в моем организме были эти запасы «радости», но они подавлялись алкоголем или они вновь приобретённые после отмены алкоголя?
 
Значит что, в моем организме были эти запасы «радости», но они подавлялись алкоголем или они вновь приобретённые после отмены алкоголя
Выравнивается и физиологический и психоэмоциональный баланс, восстанавливается выработка нейромедиаторов. Они про запас точно не хранились, но их не хватало. А вообще алкоголь не на серотониновый, а на дофаминовый механизм влияет. Но там всё взаимосвязано по большей части, поэтому вся система съезжает.

И обратная связь в виде усиления тревожности, раздражительности и прочего - этот дисбаланс усугубляет. Сбой усиливается и фиксируется - настроение падает, самочувствие ухудшается - поиск вещества зависимости и попытка облегчить свое самочувствие - сбой усиливается и тд.

В общем биохимия и психология (отношение к процессу, себе и происходящему) взаимосвязаны. И при химзависимостях налаживаются только при изменениях с обеих сторон.
Видимо ты по этому пути и идёшь и получаешь результат.
Это здорово! Я очень рада твоему примеру🤗 Твой опыт вдохновляет🎯

P.S. и возможно ещё изначально ты обладатель сильного типа н.с. И поэтому базовые настройки восстанавливаются легче.
 
Сегодня ночью мне приснился очень интересный сон-экшн. И участвовать в нем было интересно, там присутствовало всё: и жизнь и фэнтези, секс и хоррор, драма и боевик. Я прожила несколько суток напряженнейших событий: пересечение реальностей, разоблачение маньяков - нелюдей, неожиданная помощь, надежда на спасение и её потеря, попадание в тайное опасное сообщество и поиски выхода из заговоренного места.
Мне приходилось убегать и скрываться, находить и терять сообщников, несколько раз быть на волоске от смерти и чудом её избегать. Приходилось угонять машину и безуспешно пытаться удрать на ней, попав в аварию на встречной полосе. Участвовать в битве, с мечом отбиваясь от группы нелюдей, целясь в грудь, так как уничтожить их можно было только пронзив сердце. Приходилось забиваться в самые темные углы в гуще их веселья, притворяясь тупым животным, чьей-то ручной игрушкой. И в итоге дойти до финала, открыв ещё один способ получить легальное право остаться живым и достичь его.
Выжить, получить право на безопасность и возможность быть собой, и наконец-то вернуться в свой мир.

Что было самым удивительным для меня - это целостность повествования при таком разнообразии событий. Прямо готовый сценарий, законченный сюжет от начала до конца. Интересно как мозг это сотворил, может он прокачался🤔
Ух, классный сон😎🤸🧘
 
Давно хотела поделиться ФБ постами Ольги Малининой по теме психотерапии горя. Распространенные взгляды на горевание претерпевают изменения и мне кажется важным узнать о новых данных в этой сфере.
Здесь на тематическом форуме тема горя и проживания потери встречается регулярно, читая такие темы и обсуждения, я часто вспоминаю этот замечательный кропотливый труд Ольги Малининой. Мне хочется им поделиться, в нем будет несколько частей, связанных с историей вопроса.

"Часть 1.

Дорогие коллеги, я тут недавно по учебе писала реферат по психотерапии горя и нашла много интересного. Неожиданно для себя я выяснила, что вообще уже существует четвертая волна по концептуализации горя и за рубежом наши коллеги давно отбросили старые подходы к работе с потерями и утрами, а мы (я так точно) все цепляемся за стадии горевания, необходимость отпускания и сроки "нормального" проживания горя.

Я наметила серию постов для соц.сетей из того материала, что я нашла. Мне хочется с вами поделится этими находками и анализом своего опыта, как клиентского, так и терапевтического. Хотелось бы в ответ услышать ваше мнение и узнать ваши мысли по этой проблематике.

Первая часть - историческая. Здесь я расскажу об этапах развития в психологии теоретических представлений о горевании и о том, как работали с потерями раньше.

❗️Первая волна. Конечно, психоанализ и Фрейд с его работой "Печаль и меланхолия". Эссе увидело свет в 1917 году и собственно с этого момента началось научное изучение горя. Автор рассматривал горе отдельно от депрессии и считал его особенным психическим состоянием. Также он ввел термин "работа горя".

З.Фрейд рассматривал переживание горя через привязанность либидо в утраченном объекте и потерей этого объекта. Он считал, что личность в этот момент проделывает работу печали. Она создает сильную душевную боль, но благодаря ей «Я» снова становится свободным. После завершения этой работы человек может заново построить новые отношения и возобновить повседневную жизнь. Энергия либидо таким образом переносится на новый объект взамен утраченного.

Работа горя рассматривалась как эмоциональный катарсис, в котором скорбящий должен был освободиться от своего горя и двигаться вперед, оставив прошлое позади. В этот момент возникла и долгое время поддерживалась концепция, что горюющий должен выразить и прожить свои эмоции, связанные с утратой, а также сепарироваться с ушедшим для новой жизни.

❗️Вторая волна. Эрих Линдеманн и его работа "Клиника острого горя", вышедшая в 1944 году. Он проделал колоссальный труд по изучении реакций людей в состоянии острого горя, выявил разные его формы и первым ввел в обиход стадии переживания утраты.

Он выделял в своих трудах следующие положения:
1. Острое горе - это специфический синдром, характеризующийся определенной психологической и соматической симптоматикой.
2. Острое горе обычно возникает сразу же после кризисного события, но может быть и отсроченным во времени. Также оно может не проявляться явным образом или же проявляться в виде чрезмерной реакции.
3. Может случаться так, что вместо типичного синдрома у переживающего горе наблюдается искажённая картина. Но каждая из них может представлять один из аспектов синдрома.
4. Эти искажённые переживания горя могут быть изменены и трансформированы в нормальную реакцию горя, которая сопровождается разрешением, высвобождением непрожитых эмоций.

Э. Линдеманн выделил основные признаки горя: физическое страдание, поглощённость образом умершего, вина, враждебные реакции, утрата моделей поведения.

Также он рассмотрел и представил пять форм горя:
1. Искаженные реакции горя. Это тяжело болезненные реакции, носящие защитный характер. Они связаны с нежеланием или субъективной невозможностью осознать реальность потери, принять болезненные чувства и переживания в связи со случившимся.
2. Хроническое или преувеличенное горе. Это состояние, когда симптомы усиливаются или затягиваются во времени.
3. Отсроченное или запаздывающее горе. Проявляется, когда по каким-то причинам человек не может открыто переживать свое горе и симптомы горя осознаются и проживаются им спустя какое-то время по нормальному сценарию.
4. Подавленное или сдержанное горе. Процесс горевания маскируется, подавляется, в связи с чем через какое-то время проявляется в психосоматических заболеваниях.
5. Предвосхищающее горе. Процесс горевания в данном случае начинается до факта самой утраты из-за страха смерти или потери близкого человека.

Э. Линдеманн также выделил 4 стадии проживания горя:
1. Шок: переживающий утрату не понимает или с трудом осознает, что случилось. Он чувствует оцепенение, ошеломление, шок.
2. Протест и тоска: утративший ощущает напряжение и раздражение. Все рядом напоминает об ушедшем. Иногда на этой стадии может наблюдаться феномен «ложного узнавания», когда возникает иллюзорное переживания присутствия умершего, узнавания его среди других и т.д.
3. Дезорганизация и страдание: четкое осознание факта утраты и переживание душевной боли в связи с ним, могут присутствовать депрессивные симптомы.
4. Отделение и реорганизация: сепарация от потерянного объекта, возможность создавать новые отношения и восстановление прежней жизни.

В это время закрепляется идея о "нормальном" и "патологическом" горевании. Последнее возникает в случае подавления горя, поэтому участие консультанта или врача может способствовать облегчению выражения клиентом своих переживаний. Это помогает, по мнению Линдеманна, вылечить патологическое состояние неспособности прожить до конца процесс горевания.

❗️Третья волна. В этот период основной упор делается на стадиях проживания горя. Представители: Э. Кюблер-Росс, Дж. Боулби, Дж. Ворден и сюда же можно включить и нашего Василюка Ф.Е.

Итак, рассмотрим их всех. Дж. Боулби имел схожие с З. Фрейдом взгляды на горевание. Он считал, что при потере близкого человека происходит потеря объекта привязанности, а процесс переживания горя будет сходен с пережитым детским опытом отношений со значимым взрослым.

Боулби разработал теорию привязанности, в которой он ввел понятие «поведение привязанности». Оно представляет собой инстинктивное поведение, формирующееся в период младенчества и имеющее цель получить близость с материнской фигурой. Поэтому, по его мнению, у утративших и появляется чувство гнева в первое время после потери объекта привязанности.

Как и Фрейд, он вводит понятие печали, называя ее "хронической печалью", которая проходит через определенное время. Весь процесс горевания является отражением феномена потери объекта привязанности - от попыток его вернуть до смирения с безвозвратностью утраты.

Дж. Ворден описал симптомы физиологического переживания горя. Он выявил их и описал в процессе обследования большого числа своих клиентов. Основные симптомы таковы: тянущее чувство в животе, сжатие грудной клетки, сжатие в горле, повышенная чувствительность к шуму, все кажется ирреальным, короткое дыхание, слабость в мышцах, недостаток сил, сухость во рту.

В своей книге «Консультирование и терапия горя» Дж. Ворден предлагает свой способ работы с утратой. Он считает, что горюющий должен проживать горе через четыре задачи, выполнение которых может говорить о завершении работы горевания:
1. Признать факт потери;
2. Пережить боль потери;
3. Наладить окружение, в котором ощущается отсутствие умершего;
4. Выстроить новое отношение к умершему и продолжать жить.

В отечественной психологии проблему горевания изучал Василюк Федор Ефимович. Он предложил в данном контексте две парадигмы:
1. Парадигма забвения. Это потребность в максимальном отрыве и отделении от образа ушедшего человека.
2. Парадигма памятования. Этот процесс включает в себя две составляющие: трансформация и переструктурирование отношений с ушедшим и создание нового образа «Я» того, кто переживает потерю.

Василюк Ф. Е. выделил пять стадий переживания горя:
1. Шок и оцепенение.
2. Поиск
3. Острое горе.
4. Остаточные толчки и реорганизация.
5. Завершение.

Он определял работу горя как постепенный переход горюющего из этапа пребывания в прошлом, где жив объект утраты, в настоящее. Этот процесс обуславливается поиском новых символических ролей для ушедшего и выстраиванием другого смысла отношений с ним в текущем моменте. Горевание помогает проанализировать прошлые отношения, заново выстроить воспоминания об образе умершего, найти новые смыслы и породить актуальную роль ушедшего в настоящем.

Также важной вехой в изучении процесса горевания стало исследование Э. Кюблер-Росс. Она исследовала особенности процесса переживания человека собственного ухода, а также реакции его родственников и близких на умирание. В результате она предложила концепцию психологических стадий умирания.

Этих стадий пять:
1. Отрицание.
2. Гнев, озлобленность.
3. Стадия переговоров, торги.
4. Депрессия.
5. Адаптация, принятие.

Позже эту концепцию расширили для описания переживания утраты вообще, не обязательно связанной со смертью. Эти периоды теперь рассматриваются как последовательное решение духовно-психологических задач при переживании кризиса, потери и т.д., вплоть до задачи раннего пробуждения по утрам: отрицание, гнев, торг, смирение, кофе.

В настоящий момент современные зарубежные исследователи не разделяют процесс горевания на какие-либо стадии, а рассматривают по отдельности определенный вид потери: потеря ребенка, супруга или партнера, родителя, друга, сиблинга, домашнего животного, суицид.

Также сейчас большое значение придается исследованиям индивидуальных стилей горевания, важности сохранения связи с ушедшим, особенностям личных реакций, обусловленных культурными, социальными и прочими контекстами.

Но о четвертой волне, то есть о том, как работают с горем сейчас и какие новые подходы используются нашими коллегами за рубежом, расскажу в следующий раз.

#ОльгаМалининаПсихолог
#думыпсихолога
#горевание, #утрата, #психотерапиягоря, #гореваниеновыйподход"
 
Часть 2.

Резюме по концепциям горевания в психотерапии. Индивидуальный стиль горевания.

В прошлом посте мы выяснили, что три предыдущих периода развития в психологии представлений о горевании дали нам следующие концепции:

1.Острое горе - это специфический синдром, характеризующийся определенной психологической и соматической симптоматикой, возникающее в результате утраты или кризисного события.

2.Горе может проживаться нормально или в патологическом варианте. В последнем случае наблюдается искаженное, отсроченное, хроническое, подавленное, преждевременное горе.

3.Для нормального переживания горя человеку необходим эмоциональный катарсис, то есть высвобождение всех эмоциональных состояний, в том числе застрявших и трудно выражаемых.

4.Существует процесс горевания, в результате которого горюющий переживает свою потерю и адаптируется к ней.

5.Горевание состоит из нескольких стадий, которые последовательно проживаются скорбящим. Обычно это шок, гнев/тоска, поиск/компромисс, депрессия, сепарация/адаптация.

6.В нормальном процессе горевания скорбящий в итоге признает факт потери, отделяется от фигуры ушедшего, продолжает жить дальше, создавая иные отношения и новые смыслы. Освободившееся место после потери занимает нечто или некто другой.

Четвертая волна в чем-то соглашается с этими построениями, в чем-то нет. Если сказать одной фразой, в чем отличие новой волны от предыдущих, то слоганом будет «всё индивидуально». То есть исследователи говорят о комплексном и одновременно уникальном характере горевания у каждого человека.

Считается, что на человека в процессе проживания утраты влияют:
- социально-культурные особенности среды (у нас принято умершего хоронить, а у кого-то сжигать, на похороны обычно одеваются в черное или а где-то в белое);
- прошлый опыт (это моя первая утрата или я похоронил почти всех близких, обычно при потерях мне помогали справится занятия спортом, а кому-то нужно копаться в огороде);
- личностные особенности (кто-то очень экзальтировано реагирует на потерю, кто-то неэмоционален вообще, кому-то надо постоянно рассказывать о своем горе, кто-то молчит);
- система верований и ценностей (кто-то верит в жизнь после смерти и знает, что еще встретиться с умершим, а кто-то считает, что смерть - это конец всему);
- близкое окружение (в нашей семье принято горевать, собираться на поминках и вспоминать ушедшего, а у кого-то так не принято, кому-то близкие говорят: «нужно жить дальше, не распускайся и держись», а кого-то спрашивают: «что с тобой происходит и чем тебе помочь»);
- и т.д.

Поэтому психолог в своей работе должен учитывать множество контекстов и выстраивать работу со скорбящим, понимая, что существуют разные реакции на горе, основанные на индивидуальных и социально-культурных различиях.

Итак, какие концепции психотерапии потери есть сейчас:
1. Горе - индивидуальная реакция человека на потерю или острый кризис. Говорить о патологии горевания нет смысла, есть конкретный человек со своим особенным процессом горевания, которое по каким-то причинам проживается именно так. В его ситуации - это норма, возможно сильно отличающаяся от других случаев.

2. Существуют индивидуальные стили горевания. Кому-то полезно отреагировать свои эмоции, а кому-то нет. Консультант смотрит, кому из клиентов что помогает и предлагает работать именно так.

3. Стадии горевания существуют как абстрактная конструкция, которая не влияет на реальный процесс горевания. Кто-то их проходит именно так, как говорили когда-то исследователи, кто-то делает это частично, кто-то по несколько раз, а кто-то переживает нечто свое и чувствует совсем другие состояния. То есть консультант исходит из того, что нет универсальных и последовательных фаз горевания, а есть индивидуальный опыт скорби.

4. Продолжение отношений с умершим - это нормальная практика в процессе горевания, вариант адаптации к потере. Возвращение к обычной жизни возможно без окончательной сепарации с ушедшим.

5. Процесс горевания может сильно отличаться в зависимости от объекта потери и способа его ухода. Суицид близкого, хроническая болезнь ребенка, внезапная смерть партнера, ожидаемые похороны родителей - каждая из ситуаций имеет свои особенности в работе консультанта.

Информации много, поэтому буду выкладывать частями. Сегодня хочу поговорить о стилях горевания. Эту проблематику изучают Терри Мартин ( T.L. Martin) и Кеннет Дока (K.J. Doka), если кто-то найдет их в интернете, почитайте, может быть будет что добавить.

В своих работах они представили понятие «индивидуального стиля горевания», что подразумевает использование человеком когнитивных, поведенческих и эмоциональных стратегий для адаптации к потере. Они считают, что есть некоторый континуум, на одном конце которого находится «интуитивный стиль», а на другом - «инструментальный стиль», а между ними в разных пропорциях существуют «смешанные стили» горевания. Эти состояния отличаются внутренними особенностями проживания утраты и внешними проявлениями.

Интуитивный стиль - аффективный способ переживания горя. Горюющий выражает свои эмоции в полной мере, обостренно переживает утрату, старается разделить ее с другими людьми, чтобы справится со своей болью. Люди с этим стилем горевания могут достаточно длительное время выражать свои переживания после факта утраты.

Инструментальный стиль: когнитивно-поведенческий способ переживания горя. Горюющий сдержан в своих эмоциональных проявлениях, не выражает их открыто. Он переживают утрату через конкретные действия, пытаясь таким образом совладать с событием. Людям с таким стилем реагирования на потерю не помогает фокусировка на душевной боли, они обычно ориентированы на будущее, а не на проживание горя в настоящем времени. Они управляют своими эмоциями и предпочитают не переживать их открыто.

Смешанный стиль: сочетание интуитивного и инструментального стилей. Это самый распространенный стиль горевания. При нем человек одновременно демонстрирует пребывание то в одно, то в другом состоянии, осуществляя переход в зависимости от ситуации. То он невыносимо страдает от боли по своей потере и говорит, что не выдержит происходящего, то обсуждает, как распорядится наследством, то по прошествии многих лет обвиняет кого-то в утрате, заходясь в аффекте, то рассказывает смешные истории про умершего на похоронах.

Чем эти стили могут помочь нам, психологам, работающим с гореванием у клиентов? Сейчас будут мои мысли, возможно, у вас будут свои:

1. Обычно мы имеем дело с людьми, пришедшими выразить свои эмоции из-за своей потери, и как правило этот катарсис случается. У кого-то он бурный: с потоками слез, угроз, восклицаний, у кого-то тихий и почти незаметный. Кому-то необходимо раз за разом выражать накопившиеся эмоции в кабинете у психолога, а кому-то достаточно одной сессии. У людей с интуитивным стилем горевания будет много переживаний и перерабатываться они могут тоже долго. Условная норма «один-два года» для них не подходит.

Такие клиенты иногда приходят с запросом, что им нужно где-то плакать время от времени и переживать свое горе. Близкие уже устали от постоянного выражения эмоций, а у горюющего осталась потребность проживать потерю.

2. Но есть люди, которые не хотят таких катарсисов, им становится только хуже от постоянного фокусирования на их переживаниях. Они могут рассказывать истории о прошлой жизни с ушедшим, вспоминать о нем, решать проблемы, возникшие после утраты без погружения в эмоциональные пласты. Не всем клиентам необходим эмоциональный катарсис для освобождения от тяжелых внутренних переживаний. Им бывает достаточно обычного участия и внимательного слушания. Это их способ проживания потери: фокусирование на будущем и управление своим эмоциональным состоянием.

Такие клиенты могут прийти по чьей-то наводке: «мне сказали, что со мной что-то не так, раз я не плакал на похоронах». Они будут считать, что необходимо что-то чувствовать, а раз таких чувств нет, то надо их разбудить и выразить.

3. Сложнее всего понять, что нужно в данный момент человеку со смешанным типом. Он может нуждаться то в эмоциональном отреагировании, то в разговорах о том, что интересное его ждет впереди. С ним может сложиться ощущение, что человек «скачет» и не погружается в свое горевание до конца, но на самом деле, он так и проживает потерю: то так, то так.

Такие клиенты встречаются чаще всего и их запросы про горевание могут быть любыми: от депрессивных реакций до желания все закончить и жить дальше.

Авторы считают, что если человек по каким-то причинам не следует своему стилю горевания, то его процесс проживания утраты может стать патологическим. Они называют его "диссонансом" и выделяют три типа диссонирующих реакций:
- подавление чувств: горюющий старается скрыть свои переживания перед окружающими;
- управление имиджем: горюющий надевает на себя маску "правильного горевания", которая никак не отражает его реальные чувства;
- раскаяние: переживающий утрату ощущает себя больным, сумасшедшим, излишне черствым или эмоциональным по сравнению с общепринятой нормой;

Диссонанс может возникать в ответ на не соответствие социальным ролям, культурным нормам, традициям и ритуалам конкретной семьи.

В статье в качестве примера рассказывалось о священнике, который переживал смерть сына и не позволял себе показывать свою боль. По его мнению он должен был спокойнее относится к "уходу ребенка в объятия Бога" и корил себя за излишнюю скорбь. Консультант помог ему осознать свой стиль горевания как интуитивный, а также увидеть как социальные ожидания влияют на его горевание и выражение своих эмоций. Эти открытия помогли священнику: ушли психосоматические боли в груди, перестали снится кошмары, он стал с большей сострадательностью относится к самому себе и к своим переживаниям.

Это все. В следующий раз поговорим о важности сохранения связи с ушедшим для совладания с потерей.

#ОльгаМалининаПсихолог
#думыпсихолога
#горевание, #утрата, #психотерапиягоря, #гореваниеновыйподход
 
Часть 3

Сохранение связи с ушедшим - актуальный тренд в работе с потерей.

В прошлый раз мы говорили об индивидуальном стиле горевания, а сейчас я хочу обсудить важность сохранения связи с ушедшим для совладания с потерей и расскажу о современных подходах работы с горем.

Само событие утраты, даже если к нему готовится, характеризуется следующими свойствами:
- внезапность: «как гром среди ясного неба», «знал, что это случится, но все равно был не готов»;
- необратимость: «неужели никогда?», «теперь это навсегда: быть без нее»;
- независимость от воли и желания людей: «просто поставили перед фактом», «как такое могло произойти?»;
- значимость ушедшего: «она была всем в моей жизни», «это был уникальный человек»;
- травматичность: «жизнь разделилась на «до» и «после», «меня вырвали с корнем».

Методики работы с потерей связаны со всеми этими факторами. Они включают всевозможные варианты совладания с травмой, выражением своих эмоций, нахождением смыслов произошедшего, адаптацией к новой социальной реальности, построением связи с ушедшим и т.д.

Современные способы помощи горюющим включают в себя следующие области работы:

- Психотерапия на основе конструктивной продолжающейся связи с умершим человеком. Этого можно достичь, вспоминая хорошие времена, устанавливая внутренний диалог с потерянным любимым человеком, продолжая думать об этом человеке на регулярной основе и представляя реакции этого человека на текущие жизненные события и проблемы;

- Коучинг и тренинг. Сразу же после смерти близкого человеку, борющемуся с симптомами горя, может быть полезен тренинг для овладения навыками релаксации и остановки негативных мыслей;

- Групповая тематическая терапия. Люди, потерявшие близких, собираются вместе на регулярной основе под руководством терапевта. Они поддерживают друг друга, вместе горюют, рассказывают о своих ушедших близких, ищут новые смыслы, то есть переживают свою потерю в кругу таких же. Группы обычно тематические: перинатальная потеря, суицид близкого, насильственная смерть и т.д.;

- Социальная адаптация. Психологические и социальные службы помогают адаптироваться к изменившейся реальности через восстановление взаимодействия с другими, поиску новой деятельности, созданию и сохранению ритуальных способов памятования ушедшего и т.д.;

В современных исследованиях по совладанию с утратой я выделила следующие концепции практической работы, которые как раз отражают указанные ранее области работы со скорбящими:

1. Модель двойного процесса совладания с утратой (Dual Process Model of Coping-DPM, Stroebe M.S., Schut H.). Была разработана в конце 20-го века и до сих пор дополняется и углубляется. Согласно данной модели, совладающее поведение включает в себя два процессе:
- непосредственные реакции в ответ на ситуацию утраты;
- процессы восстановления.

Человек, перенёсший тяжелую потерю пытается совладать с непосредственным ущербом и одновременно стремиться восстановить нарушенное равновесие, существовавшее до ситуации потери. Совладание с утратой в начале горевания может рассматриваться как первоочередная задача адаптации в ситуации потери, осуществляемая в режиме экстренной помощи. В то же время, совладание, ориентированное на восстановление, включает адаптацию ко вторичными стрессорами, являющимися следствием перенесенной тяжелой утраты (изменение собственной идентичности, смена социальной роли «жена» на роль «вдова», овладение новыми навыками выполнения обязанностей, которые ранее выполнял умерший и т.д.).

Работа с горюющем ведется на этих двух планах: ориентация на потерю, как помощь в совладании с происходящим и ориентация на восстановление, как конструирование новых социальных ролей, способов поддержки, овладения новыми навыками и т.д.

2. Смысловая реконструкция (R.A. Neimeyer; Hendricks L.D.; Silverman P.R.; Browning D). Доктрина тоже была создана в конце 20-го века, ее авторы очень плодовиты, много исследуют и пишут. Во многом их концепция пересекается с нарративном подходом и часть их методик совпадают. Авторы связывают переживание утраты со ценностно-смысловой сферой и представляет его как процесс смысловой реконструкции. В работе с психотерапевтом воссоздается символическая связь с ушедшим, которая дает целительный эффект через реконструкцию смыслов и значений.

Основное внимание уделяется субъективному взгляду человека на биографические жизненные события. Такой внутренний опыт существует в виде нарратива – связанно и логически простроенной личной истории. Травматические события, в частности, уход близкого человека, разрушают этот нарратив. Процесс переживания утраты рассматривается как процесс смысловой реконструкции, воссоздающий заново историю скорбящего. Событие утраты в итоге включается в личный нарратив, в систему представлений о собственной жизни и наделяться определенным индивидуальным смыслом.

Практическим воплощением подхода являются разные виды техник: нарративный пересказ о потере, терапевтическое письмо, использование метафоры и вызывающая визуализация, встреча с симптомом. Для меня эти техники были очень психодраматичны, особенно встреча с симптомом и воспроизведение метафоры через визуализацию. Читала статью и думала: «Эх, психодраму бы сюда!»

3. Нарративная практика (M. White, B. Myerhoff, L.Hedtke, J.Winslade) возникло как направление психотерапии во второй половине 20-го века. Активно развивается, в том числе в нашей стране. Цель нарративной терапии заключается в создании вокруг клиента пространства для развития альтернативных, предпочитаемых историй, которые дадут ему возможность почувствовать себя способным повлиять на ход течения собственной жизни, стать непосредственно автором своей истории и воплотить её, привлекая «своих» людей для повышения чувства заботы и поддержки (взято из Википедии).

Переживание утраты рассматривается в этом подходе через важность восстановления связи с ушедшим через практику re-membering. Этот термин обозначает «воссоединение людей, которые принадлежат к одной жизненной истории». Майкл Уайт, основатель метода, ввел метафору «снова сказать «здравствуй»» (saying hullo again) – вместо необходимости сказать «прощай». Основная задача консультанта – помочь горюющему вновь включить ушедшего человека в свой жизненный клуб для продолжения взаимоотношений с ним.

Вот, например, список вопросов, которые могут быть заданы нарративным практиком в процессе работы с горюющим:
- Если бы вы могли сейчас посмотреть на себя его/ее глазами, чему бы вы порадовались, чем бы могли гордиться?
- Когда вы вспоминаете то хорошее, что связывает Вас с ушедшим, что это говорит о Вас?
- Что видел(а) он/она, когда смотрел(а) на вас любящими глазами?
- Какие ваши поступки и слова делали Вас особенным для него/нее? Что это говорит о Ваших отношениях?

4. Когнитивно-поведенческая терапия, ориентированная на травму (TF CBT): включает в себя различные техники, помогающие справляться с негативными мыслями, эмоциональным ступором, тревожностью, страхом через техники релаксации, аффективной регуляции, экспозиционной терапии и т.д. Основная концепция давно известна: выявление связей между мыслями, эмоциями и поступками. Мышление человека влияет на его чувства и на поведение, следовательно, изменив привычные мысли, можно изменить поведение и чувства. И наоборот – изменив поведение, можно поменять мысли и чувства.

КБТ возникло давно, один из самых известных и популярных методов, поэтому долго говорить о нем не буду. Сейчас приверженцы метода говорят о третьей волне КБТ. Это направление включает сейчас в себя практики осознанности, техники релаксации, а также «старые-добрые» протоколы работы.

Как я уже говорила в предыдущих постах, современная психологическая наука подчеркивает важность сохранения внутренней связи с ушедшим и такая идея является основным трендом работы с горем в настоящий момент.

Когда близкий человек уходит из нашей, наша внутренняя связь с ним не прекращается. Он продолжает присутствовать в нашей жизни: нам снятся сны с ним, мы вспоминаем события, где мы были вместе, его вещи и совместные фотографии постоянно кричат о незримом присутствии. Смерть не уничтожает привязанность, она заставляет нас пересмотреть ее форму и характер отношений.

Д. Класс и Т. Уолтер определили четыре способа, которыми многие скорбящие люди поддерживают связь с умершими.

Первый включает в себя ощущение присутствия мертвых. Авторы сообщают, что многие горюющие чувствуют, что их любимый близок даже спустя годы после смерти.

Вторая сфера продолжающихся связей - это разговоры с мертвыми. Хотя существует не так много исследований, посвященных тому, как часто переживающие потерю разговаривают со своими ушедшими близкими, похоже, что многие люди ведут беседы с усопшими. Распространенным местом для таких разговоров является могила умершего.

Третий тип продолжающейся связи - использование умершего в качестве морального ориентира. Люди, пережившие утрату, часто видят в покойном образец для подражания, к которому они могут стремиться. Или же они могут думать о том, как умерший они бы справились с конкретными ситуациями, с которыми они в настоящее время сталкиваются: чтобы он сделал, что посоветовал, как бы поддержал.

Иногда даже может происходить мифологизация образа ушедшего, который начинает представать в воспоминаниях близких, как самый прекрасный, умный и совершенный человек. Но также бывает, что горюющие могут пересмотреть, трасформировать, принять или отвергнуть систему ценностей умершего, решив, что многое уже не подходит для текущей ситуации и не помогает им.

Четвертая категория связи с умершим имеет дело с разговорами о покойном. Многие из тех, кто потерял любимого человека, будут говорить с другими, кто знал усопшего, в надежде узнать больше о том, кого они потеряли. Авторы привели пример отца, который разговаривал с друзьями-подростками его покойного сына, чтобы получить более ясную картину всех аспектов жизни его сына и таким образом продолжать с ним отношения.

Есть замечательная книга «Донна Флор и два ее мужа» Ж. Амаду, где он описывает жизнь вдовы, у которой скоропостижно умер муж, весельчак и гуляка и как она, несмотря на нового мужа, примерного семьянина и допропорядочного аптекаря, сохраняет связь с призраком усопшего. В книге, конечно, присутствует много смешного и магического: привидение мужа, не желающего покидать свою супругу и соблазняющую ее при каждом удобном случае, боги и святые, которые откликаются на молитвы Донны Флор и позволяют умершему остаться с ней, соседи, которые ни о чем не догадываются, но считающие мужа-аптекаря молодцом, раз такая шикарная женщина рядом с ним удовлетворена и довольна, и, конечно, главная героиня, сначала сильно тоскующая, потом негодующая, и в конце счастливая со своими двумя мужчинами. Автор показывает нам, как важно сохранять внутренние отношения с теми, кто покинул нас и помнить о них, несмотря на возникновение новых привязанностей.

Прежде чем перейти к методикам, которые используют консультанты и терапевты в работе с потерей, стоит сказать, что не всегда и не везде связь с умершим помогает скорбящему. Есть ситуации, когда эта связь, а точнее способ ее поддержания может углублять невроз скорбящего и не способствовать его адаптации к происходящему. Вот что я нашла в некоторых исследованиях:

1) Детей, у которых умерли родители, в целом утешает тот факт, что родители незримо присутствуют в их жизни. Но также есть данные, что часть детей пугается, когда кто-то им говорит, что родитель «наблюдает за тобой с небес», «все время рядом» и т.д. Они могут представлять каких-то призраков, боятся преследований и наказаний от таких контролирующих фигур. Здесь стоит быть аккуратными при выборе слов и лучше отталкиваться от вопросов и ответов самого ребенка

Ребенок: «Что бывает после смерти?», «А где он/она теперь?», «Почему умирают?», «Куда деваются мертвые?», «Все умрут?», «Зачем умирают?».
Взрослый: «А как ты сам думаешь?», «А где бы ты хотел, чтобы он/она был?», «А ты хотел, чтобы не умирали? А как все поместятся?».

2) Поддержание связи с умершим может быть выражаться через полнейшее отрицание его смерти и желание сохранить, заморозить текущее положение. Горюющий как бы останавливается в моменте прошлого, где усопший был жив и пытается поддерживать с ним связь, игнорируя тот факт, что произошла утрата. Такой вариант совладания может работать какое-то время для адаптации к потере, но если человек застревает в нем надолго, стоит рассматривать его как осложненное горе.

Здесь важно работать с признанием факта ухода и помогать скорбящему простраивать новую временную перспективу, сохраняя при этом связь с умершим. Необходимо подчеркивать горюющему, что его привязанность, любовь, нежность остается и с ними не нужно бороться. Смерть требует от нас реконструировать образ ушедшего, увидеть его влияние на текущую жизнь, создать обновленный нарратив этих отношений и сохранить тот способ взаимодействия с внутренней фигурой ушедшего, который кажется приемлемым.

3) Иногда смерть близкого воспринимается как облегчение. Если отношения с таким человеком были тяжелыми, амбивалентными, невыносимыми для живущего, то такую связь нет смысла поддерживать. Она будет разрушать своими давящими и тягостными переживаниями.

Здесь имеет смысл попробовать две стратегии:
- рассмотреть многомерность этих отношений: были ли моменты, которые приятно вспоминать и где ушедший представлен в ином непривычном образе: заботящимся, внимательным, уважающим, то есть каким-то другим, не таким, каким он запомнился. Такие истории наполняют фигуру усопшего новым звучанием и помогают найти ему свое место в жизни горюющего.

- разобраться, стоит ли вообще поддерживать внутреннюю связь в ушедшим, если отношения с ним воспринимаются, как унижающие, разрушающие, причиняющие вред. Клиент может исключить его из системы близких людей, того самого жизненного клуба, если говорить в терминах нарративной практики, все члены которого призваны поддерживать нашу идентичность и сохранять ценностные ориентиры.

Помню как с одной клиенткой мы разбирали, почему ей важно помнить своего бывшего мужа, с которым были ужасные отношения. Он издевался над ней, унижал, бил, в итоге ушел к другой, а потом погиб в автомобильной аварии. Клиентка сильно поменяла свою жизнь после развода с ним: переезд, успешная карьера, любящий муж, дети. Но время от времени бывший муж всплывал в ее снах, внутренних диалогах, навязчивых воспоминаниях. Казалось бы зачем ей помнить о нем? Ведь сейчас все хорошо, все прощено и забыто. В итоге мы выяснили, что он являлся для нее отправным моментом, самой нижней точкой ее дна, оттолкнувшись от которой она выплыла в другую жизнь. Он оставался важным персонажем прошлого, вспоминая которого она видела, как сильно она изменилась и как далеко ушла от себя прежней. Ей нужно было помнить о нем, как о самом худшем, что с ней когда-то происходило и знать, что больше ничего подобного в ее жизни не повторится.

В следующем посте расскажу о конкретных методиках для помощи переживающим потерю, о вопросах, которые важно задать на первой встрече и других важных аспектах работы со скорбящим.

#ОльгаМалининаПсихолог
#думыпсихолога
#горевание, #утрата, #психотерапиягоря, #гореваниеновыйподход
 
Пожалуй по теории это основное, дальше в её публикациях идут более узкие инструментальные приемы. Ценный материал, но скорее для узкого круга интересующихся и практиков. Поэтому здесь не буду постить, при желании можно найти в ФБ. Благодарна людям, которые так открыто и бескорыстно делятся ценными материалами, результатами своего кропотливого труда🙏💎
 
Сегодня ночью мне приснился очень интересный сон-экшн. И участвовать в нем было интересно, там присутствовало всё: и жизнь и фэнтези, секс и хоррор, драма и боевик. Я прожила несколько суток напряженнейших событий: пересечение реальностей, разоблачение маньяков - нелюдей, неожиданная помощь, надежда на спасение и её потеря, попадание в тайное опасное сообщество и поиски выхода из заговоренного места.
Мне приходилось убегать и скрываться, находить и терять сообщников, несколько раз быть на волоске от смерти и чудом её избегать. Приходилось угонять машину и безуспешно пытаться удрать на ней, попав в аварию на встречной полосе. Участвовать в битве, с мечом отбиваясь от группы нелюдей, целясь в грудь, так как уничтожить их можно было только пронзив сердце. Приходилось забиваться в самые темные углы в гуще их веселья, притворяясь тупым животным, чьей-то ручной игрушкой. И в итоге дойти до финала, открыв ещё один способ получить легальное право остаться живым и достичь его.
Выжить, получить право на безопасность и возможность быть собой, и наконец-то вернуться в свой мир.

Что было самым удивительным для меня - это целостность повествования при таком разнообразии событий. Прямо готовый сценарий, законченный сюжет от начала до конца. Интересно как мозг это сотворил, может он прокачался🤔
Ух, классный сон😎🤸🧘
Сны тема любопытная. Я один раз прожил во сне целую жизнь, до глубокой старости, внуки и т.д., проснулся в момент смерти и не сразу понял, кто я. Как то снилось еще существование до рождения, сознание только, мы там решали, рождаться или нет и примерно выбирали, где, только ожидания не соответствовали потом наступившей реальности. Общались как то, прикольно )).
 
Мне с детства шедевры снятся. Иногда один и тот же, особенно раньше, лет до 40-ка. Некоторые сны меня пугали, умники посоветовали нож под матрас положить. Лет за 5 у меня там коллекция собралась) Помогает, кстати, всегда.

И почти всегда можно распутать, откуда чего взялось.
 
 
Назад
Сверху Снизу