В общих чертах критерий сознания, теория сознания - это понимание того, что другой может иметь точку зрения, отличную от твоей, способность понимать, что другое сознание и опыт отличаются. У человека эта способность выявляется примерно к 3-м годам.
Нет, тело изначально не обладает такими функциями, ему в помощь заложены безусловные рефлексы и безусловные реакции, которые включаются последовательно в работу, начиная с внутриутробного периода и до раннего возраста или лет до 5. Их много разных. И ими тоже управляет мозг (так как нарушения мозга в связанных с ними компонентах и зонах приводят к сенсо-моторным проблемам разной степени тяжести). Но по мере созревания нервных связей и функциональных систем, в которых огромную роль играют процессы обратной связи - мы получаем двустороннюю модель, т.е. воздействие на тело формирует мозг. Так как эта информация является для него базовым полем разворачивания своей активности и материалом для обучения.
Но! Не пассивное воздействие становится стимулом для развития, а формирование осознанных телесных ощущений и реакций.
В случае просто телесных ощущений и реакций - это сенсорная информация, поступающая для обработки опять же в мозг и моторные команды, выполняемые по указанию опять же мозга. Это рутинный постоянный процесм. Без обработки этих телесных данных мозгом ничего не осуществится, а без участия высших мозговых центров возможны только простые рефлекторные реакции.
То есть:
- первичен мозг и то, что в нем происходит.
- да, тесные обратные связи оказывают влияние, но разное, в зависимости от этапа развития и специфики решаемых задач.
Тут действует один из базовых принципов развития: формируется снизу вверх, регулируется сверху вниз.
Телесные практики, чем взрослее человек, связаны первоначально с обучения осознанию сигналов и потом их моделированию.
У детей в зависимости от возраста и этапа развития, если они ещё в этапе снизу вверх - тактика другая, надо дать телу условия для получения, нахождения опыта, то есть вначале моделирование, а сознание дозированно подключать в подходящей по возрасту обёртке (например, игровые образы).
Что интересно, при работе с базовыми безусловными рефлексами ситуация иная. Это правда отдельная большая тема и она ещё разрабатывается. Есть теории (довольно давние и обогащённые хорошей практической базой) но ещё все таки не общепринятые. По ним рефлексы раннего периода развития должны своевременно как активизироваться, так и угаснуть. Они как раз по мере развития уступают место более зрелым произвольным схемам движений, и угасают, либо вращиваются в них.
Исследования обнаружили, что у многих детей и взрослых это не произошло так как надо. И проблемы с этими рефлексами отражаются негативно на развитии, обучении, эмоциональных особенностях и тд.
Работа с этим уровнем как раз нужна с минимальным включением произвольности, совсем без неё конечно не получится, но там важно ловить этот зазор за счёт интервала воздействия.
Это как раз похоже на то, что ты пишешь про приоритет "тела".
Глюк в телесных рефлекторных уровнях мешает нормальной работе мозга, таким образом влияет на него.
Что тут сказать? Мозг все равно конечно рулит, но тело влияет, но не автономно. В какой-то степени все наше тело, настолько пронизанное переферической нервной системой - это продолжение мозга.