"И было падение его великое." (Мф 7:27)

  • Автор темы Автор темы Bugor
  • Дата начала Дата начала
Начала читать первую страницу и уже час не могу оторваться. С глубоким уважением :YES:
 
Духовный кризис на восьмом году трезвости

Вот уже больше года переживаю что-то типа духовного кризиса. Хотя кризисом, может быть и неправильно это назвать. Идёт перемена образа мыслей и действий. Та самая «метанойя» - перемена ума по-гречески.

Когда и с чего всё это началось?

В прошлом году началось это как раз Великим постом. Копилось давно, давно терзали кое-какие сомнения, давно назревали вопросы, и только здесь, за границей, с приездом на приход три года назад постоянного православного священника вопросы эти, которые раньше я сам от себя прятал, встали внутри меня с такой остротой, что я понял, что надо что-то с этим делать и как-то разбираться.

Чтобы не быть голословным скажу сразу, что первым таким вопросом была исповедь перед каждым причастием и перечисление одних и тех же грехов. Это довольно мучительная процедура для многих православных, т.к. говорить что-то надо, человек согласен с тем, что грешен по определению, но особых грехов за отчётный период за собой не чувствуется. И начинаешь вспоминать, но всё равно получается некий стандартный набор: гнев, раздражение, празднословие, блудомыслие, чревоугодие и иногда что-то ещё.

Я уже по-моему писал здесь в шутку, что списочек грехов на бумажке можно заламинировать, положить в бумажник и показывать священнику каждый раз на исповеди. К исповеди, наверное, это имеет отношение, но к покаянию (раскаянию в своих грехах) в церковном и вообще в христианском понимании – вряд ли.

Проблема в том, что я-то не меняюсь. Вернее, меняюсь, но не так быстро, да и вообще не так, как хотелось бы. Пресловутая «метанойя» (перемена ума) происходит несколько раз за всю жизнь. Причём каждый раз, как мне кажется, это происходит помимо нашей воли и желания, и от нас почти не зависит. И вот сейчас как раз я в процессе очередной «метанойи», но процесс этот длится уже больше года, и я не в силах его контролировать. Могу лишь наблюдать и немного корректировать, потому что эта перемена идёт почти без моего участия. Я написал «почти», в том смысле, что хотя я и могу как-то противиться этим мыслям, прекратить поступление информации, попробовать задавить в себе всякие изменения, но это будет насилием над собственной личностью, над своей волей, душой и совестью.
 
Почти все предыдущие годы (начиная с девяностых годов, с времени моего православного воцерковления), я исповедовался перед причастием у разных священников, а с 1993 по 2003 в храме в центре Москвы у одного батюшки, который вообще не спрашивал о грехах.

Я тут о нём рассказывал уже. Он в 90е годы восстанавливал один храм в центре Москвы, и 10 лет я туда к нему ходил. Потом его оттуда убрали и вывели за штат, а я в то время уехал в очередную длительную командировку. Когда через пару лет вернулся, его уже не нашёл и не видел его 10 лет, хотя теоретически найти его можно было без особого труда.

Так вот у него подход к исповеди такой.
Он знал всех прихожан поименно и на исповеди только интересовался: «Как жизнь? Всё ли нормально?» Ответ «Всё хорошо. Слава Богу!» его вполне устраивал. Если у кого-то была проблема или какой-то грех особенный, ну тогда этот человек более подробно рассказывал, и его внимательно слушали. Это, я считаю, оптимальный подход к исповеди и вообще к общению с прихожанами.

Потом у него отобрали восстановленный храм, а его самого перевели за штат и на 10 лет он исчез из моей жизни. Наверное, это было промыслительно, т.к. при большом желании я мог его за это время найти. Но вот такова была Воля Божия. И только когда я освободился от алкогольного мрака, Господь мне указал, как его найти. С тех пор я семь лет опять к нему езжу на службы в его уже домашнюю церковь в Подмосковье.

А предыдущие 10 лет я ходил в свой так сказать «районный» храм на окраине Москвы. Церковь эта восстанавливалась можно сказать на моих глазах ещё в советское время, и она мне тоже стала уже почти родной, часто заходил просто помолиться, но постоянным прихожанином себя не считал. Храм небольшой, но народу там собиралось по выходным и праздникам очень много, поэтому служили там чередой каждый день и священников было человек 7-8.
Там я периодически исповедовался и причащался, причём обычно у разных священников (т.к. персонально ни к кому не тяготел), которые меня просто сразу забывали.
Соответственно на исповеди им можно было с «чистой» совестью говорить один и тот же набор грехов, чуть-чуть что-то видоизменяя, в зависимости от сложившихся на тот момент жизненных обстоятельств. Чистая совесть я поставил в кавычках, т.к совесть всё равно беспокоила, в том плане что искреннего покаяния (кроме особых моментов) не было, да и откуда ему было взяться, если жить обычной жизнью, и не чувствовать за собой больших грехов, за исключением конечно периодов запоя, когда доводилось опускаться на самое дно…
 
Так вот, возвращаясь к началу этой истории, 3 года назад сюда, за границу прислали на наш маленький приход постоянного священника (о. Димитрия). Довольно молодой (около 40 лет), образованный (закончил инженерный ВУЗ и семинарию, по-моему, заочно), он успел уже побывать настоятелем в двух таких же примерно как у нас заграничных храмах РПЦ. Ревностный христианин, человек очень верующий и, что называется, уставщик, т.е. по его убеждению каждое слово в той или иной службе должно быть прочитано, каждая нота – пропета, даже если на службе 5-6 человек, из них двое только учатся петь.

У него на исповеди я и столкнулся с тем, что исповедовать в общем-то по большому счёту нечего, за исключением тех повторяющихся, «заламинированных» грехов (а может быть правильнее сказать – черт характера или стиля жизни). Я сказал об этом (о повторении одного и того же) о. Димитрию, на что он ответил: «Это ничего. Надо всё равно всё проговаривать.»

Вот тогда я впервые и задумался: «Кому надо? Богу? Он и так всё знает. Зачем ему что-то «проговаривать», если «Он знает тайны сердца»? «Проговаривать» может быть и правильно, если исповедоваться раз в год, как делали многие наши предки, а если каждую неделю-две как советуют современные священники, то, что исповедовать? Я остался таким же, каким был две недели назад. О чём опять говорить? Исповедь превращается в никому ненужный заученный ритуал. И меня это немного раздражало.

Появлялись периодически и другие вопросы, связанные, например, с почитанием и житием святых, мученичеством, монашеством, старчеством и т.д. Пытался я с батюшкой говорить на эти темы за чашкой чая после службы, но он как-то всякий раз ловко уворачивался от богословских бесед, несмотря на явно видимую интеллигентность и образованность, переводя все разговоры на «бытовуху»: что надо купить, куда поставить, чем подкрасить, где достать...

Ну что ж, я принял на время такую игру и проговаривал на исповеди как дятел одно и то же, за что каждый раз получал «пропуск» на причастие.
Кстати, во время общей исповеди, о. Димитрий читал положенные молитвы с такой скоростью, особенно 50й псалом, что даже мне, знающему немного церковнославянский язык и знакомому с содержанием псалмов, а 50й псалом знающему наизусть, трудно было уследить за речитативом и сосредоточиться на словах молитвы. А ведь это молитва, а не обрядовое заклинание, и это главный покаянный псалом. А получается «вычитка» псалма и «проговорка» стандартных грехов. Никакой осознанной молитвы при этом ни у кого совсем не чувствуется.
 
@Bugor
Привет брат!
Поздравляю с Датой!
Вспоминал на днях тебя
Думал,в монастырь что ли подался?
А тут люди сказали что ты появился
Сейчас почитаю что у тебя да как
 
Чтобы не быть голословным скажу сразу, что первым таким вопросом была исповедь перед каждым причастием
Тоже возникал такой вопрос.
Для себя решил,что это определенная форма исповеди,принятая в данной конфессии.
Возможно кому-то и необходимо вываливать весь свой груз еженедельно.
Для меня это форма.
Как например складывать руки на груди при подходе Причастию.
Исповедание и раскаяние я привык обращать к Богу,в любое время на любом месте.
Кстати у греков исповедь не привязана к причастию.
Исповедуясь у одного и того же священнослужителя,обычно говорю:»все как обычно»
Пару слов от него добрых и молитва.

Но бывали случаи,когда приходил на исповедь с конкретной проблемой и просил священника молиться и поддерживать меня .
Одной из таких проблем и было бухло.
 
Для себя решил,что это определенная форма исповеди,принятая в данной конфессии.
Возможно кому-то и необходимо вываливать весь свой груз еженедельно.
Для меня это форма.
Привет брат @Джо. Рад тебя видеть.)

Форма, формальность. Вся служба церковная тогда форма. Нужно совешить определённый обряд в определённое время. Пропеть такое-то число тропарей, проговорить записанные и заученные молитвы.
Где тогда живая вера и живая молитва?
Кстати, этот вопрос широко обсуждается верующими в связи с пандемией и закрытием храмов. Зачем вообще туда ходить, если можно дома посмотреть формально службу он-лайн? Только за причастием? Слишком много формальностей и обрядовости стало в церкви...
 
Где тогда живая вера и живая молитва?
«Храм Божий внутри вас есть»
Все остальное,только в помощь для созидания этого храма.
Ну это,как обучаться лучше в школе,чем самостоятельно.
И «школ»я считаю есть несколько
Не только православная
 
Вся служба церковная тогда форма.
Причастие тоже определенная форма
Важно чтобы форма не затмевала содержание
«Буква убивает,а Дух животворит»!
 
Важно чтобы форма не затмевала содержание
«Буква убивает,а Дух животворит»!
Полностью согласен, но в том то и дело, что форма уже затмевает.
Мы (включая священников) служим букве, а не Духу.
 
Я когда только стал ходить в православную церковь,приехал на Афон.Спрашиваю у одного монаха,его посоветовали как знающего и духовного,что мне со всеми этими Преподобными и Святыми делать?
Ну были хорошие христиане,оставили нам пример,но чтобы я прямо падал со слезами на их могилы,такого нету.
А я не хочу играть в игры.

Он говорит,-запомни ,что все они нам даны для одной цели
Ближе подойти ко Христу
Они не как цель,а как средство.
Точка.

Все встало на свои места.И они заняли в моем,своё место.
Уважения к их подвигами и в чем то подражания.
 
Мы (включая священников) служим букве, а не Духу
Служение,это поклонение Богу в сердце.
-Жертва Богу дух смирённый и сердце сокрушенное
Кто мешает это делать?
Служитель говорящий на не очень понятном языке в золотых одеждах?
Можно пойти туда где другой в джинсах и рубахе с Библией в руках.
Но ты ведь там уже был и я тоже
Мир он внутри нас или есть или нет

Конечно можно много что изменить
И в лучшую сторону
Ты лично можешь что-то сделать?
У тебя есть сан священника?
Если нет,то это те вещи которые постоянно будут разрушать нас изнутри.
Нигде не будет идеальной формы
 
Последнее редактирование:
что мне со всеми этими Преподобными и Святыми делать?


Он говорит,-запомни ,что все они нам даны для одной цели
Ближе подойти ко Христу
В Византии и позднее на Руси все святые – это князья и святители (епископы). Берешь наугад житие двух-трёх святых русских князей Киевской Руси (да и византийских тоже). Всё стандартно. Много воевал (не за веру, а за делёж имущества) со своими же фактически братьями и по вере, и по крови, и убивал соответственно. Княжил то там, то сям – и везде управлял простым народом справедливо, но сурово. Под конец обосновался в городе N, жители которого возлюбили его как родного. Построил два- три храма. Через 100 лет после смерти на его могиле кто-то исцелился. Причислен к лику святых.
По такой же примерно схеме писались жития святителей (епископов).
Каким образом такой святой меня подведёт ближе к Богу?
Сам-то он приблизился с такой жизнью к Богу? Сомневаюсь...
Почему я должен ему молиться и петь тропари?
Форма такая?
Это меня перестало устраивать.
 
Каким образом такой святой меня подведёт ближе к Богу?
А я ими не особо интересуюсь
Мне честно говоря и Апостолов хватает))

Но если Дух Святой был в нем,то нас уже с ними со всеми много чего связывает))
И это главное
А насколько их жизнь была свята или не очень
Там увидим
 
Мне честно говоря и Апостолов хватает))

Но если Дух Святой был в нем,то нас уже с ними со всеми много чего связывает))
Жизнь апостольльская - это уже больше протестантизм, и мы про него ещё поговорим подробнее, а что касается других святых, то по мере изучения истории, да и просто с приобретением жизненного опыта я понял, что на таких генеральских (княжеских) «должностях» просто невозможно достичь какой-либо святости или "стяжать Духа Святаго".
Простые люди крайне редко попадаются в святцах, а те что попадаются, как правило – монахи. Да и сама история тысячелетней давности – очень сомнительная вещь. Особенно когда сравниваешь её с современной историей, когда факты 50-100 летней давности (особенно войны, революции, репрессии и т.д.) нещадно переписываются по несколько раз, замалчиваются или просто «отменяются», я уж не говорю о том, что они трактуются каждым поколением и каждой властью по-своему и в своих интересах. Архивы закрыты и истины по некоторым моментам никогда не узнаешь.
Что говорить про историю Древней Руси, когда указом Петра I все бумажные архивы изымались из монастырей и госучреждений и уничтожались? Фактически история была переписана в угоду роду Романовых. Соответственно и жития святых переписывались и редактировались кем угодно и в чьих угодно интересах.
 
Служение,это поклонение Богу в сердце.
-Жертва Богу дух смирённый и сердце сокрушенное
Кто мешает это делать?
Служитель говорящий на не очень понятном языке в золотых одеждах?
Можно пойти туда где другой в джинсах и рубахе с Библией в руках.
Но ты ведь там уже был и я тоже
Да, мы были там. И честно говоря, я начал с удовольствием и некоторой ностальгией вспоминать времена, когда я ходил к баптистам. Но прошлое не вернёшь, тем более таким, каким оно тебе понравилось...
Это старое доброе время ушло безвозвратно, как сейчас уходит время нынешнего православия...К сожалению, но для меня это так. Мы поговорим ещё об этом.
Извини, у нас скоро полночь, надо выспаться за выходные.
 
Назад
Сверху Снизу