Лан, продолжу свои размышления...
Вчера читал кое-что из социологии религии.
Так вот, оказывается, то ли Макс Вебер (один из родоначальников социологии), то ли Эмиль Дюркгейм ввел понятие и подробно описал явление так называемой "гражданской религии".
Что означает этот термин?
А это такая "религия", в которой в наличии живой связи между религиозным объектом (Богом в данном случае) и так называемой "верующей личностью", а значит и "верующим сообществом", нет крайней необходимости.
Такая "религия" создаётся для совершенно понятных земных целей - обеспечение общности людей как единого целого ради реализации какой-то национальной и /или гражданской идеи.
Так вот, имея личный 15-летний опыт достаточно активной жизни в этом сообществе, и анализируя историю создания и всю последующую деятельность той религиозной организации, которая сейчас называет себя "Русской Православной Церковью" я пришёл к выводу, что она и является именно такой "гражданской религией". А соответственно и главная задача её существования (не на словах, а на деле) - не богообщение, которое, по сути должно являться главной целью, средством и смыслом существования именно церкви, как Тела Христова, а достаточно объяснимые меркантильные цели.
Безусловно, всё это происходит потому, что в основе этой организации (я говорю сейчас о не многих искренних её членах, но о самой образующей и управляющей "системе") изначально лежит компромисс с тем, чего в церкви не должно быть просто по определению.
Вернёмся к истокам.
Ведь что лежало в основе большевистской (коммунистической власти)?
Безусловно зло, даже если оно и прикрывалось красивыми лозунгами и принципами. Ведь как мы знаем, одной из основных задач этой власти являлось уничтожение религиозности (православия) в человеке и в стране в принципе.
И вот как может то сообщество, которое является "верующим", "православным" подчинить себя (хоть внешне, хоть внутренне) этому злу?
Никак.
Это в принципе несовместимые вещи.
Далеко ходить не надо - вот пример из области зависимости от
алкоголя:
Все мы знаем, что алкоголику нельзя пить.
Никак. Ни с кем. И ни сколько.
Один глоток
алкоголя может в самом буквальном смысле стать причиной его смерти. Кто из алкоголиков этого ещё не понял, тот ещё остаётся на всю голову зависимым человеком. А кто это понял, и, соответственно, делает все что нужно, чтобы оставаться трезвым - он, собственно, в традиционном смысле этого слова алкоголиком уже и не является. То есть он является выздоравливающим алкоголиком.
Ещё раз подчеркну - для обеспечения выздоровления от алкоголизма от человека требуется полное осознание своей зависимости и искреннее и постоянное желание и стремление (используя при этом все доступные и подходящие для него методы) никогда(-!!!) больше к этому не возвращаться.
То же самое явление относительно развития зависимости (только от тогдашней богоборческой власти) мы видим и в нашем случае с МП РПЦ.
То есть в определённый момент времени (20-е годы прошлого века) так называемое "духовное руководство" этого сообщества стало зависимым.
И от кого?
Да от того же, кто церковь же и уничтожал.
И что же после этого произошло?
Да точно так же, как и с алкоголиком!
Мы все знаем, испытав это на своей шкуре, что зависимым человеком управляет уже не он, а его зависимость.
Соответственно и этим сообществом (бывшей греческо-российской, или "тихоновской", как её называли в то время) стал управлять уже не Христос через своих ставленников, а ТО, что лежало в основе тогдашней власти, хотя, конечно, внешне всё и было соблюдено вроде как и по всем правилам (но это тоже, кстати, ещё большой вопрос на который нет достаточно ясного ответа).
Но вся трагедия была и остаётся в том, что свобода во Христе была уже утеряна - своей слабостью или ошибкой руководство РПЦ МП окончательно на тот момент отвело от себя благодать; само сделало первый шаг к разрыву богообщения (того, ещё раз подчеркну, чем стоит, движется и существует церковь как Тело Христово).
Да, чтобы этого не делать, нужно было просто быть готовым умереть (или мучиться до конца жизни в советских конц-лагерях).
А часть старых, привыкших к тесному взаимодействию с государством ещё при царской власти, воспитанных на своеобразной "симфонии" церкви и управления, во главе с маститым иерархом старой закалки Сергием Страгородским оказалась неподготовлена к этому шагу. К сожалению...
И то самое "возрождение церкви", о котором говорится уже 20 лет в МП РПЦ начиная с перестройки так и будет оставаться чисто внешним, только на бумаге и в количественных показателях человеко-храмов. до того времени, пока в первую очередь сама иерархия МП РПЦ не признает своих ошибок официально и не назовёт вещи своими именами.
Но этого, как мне кажется, и что очень грустно, уже, видимо, не произойдёт никогда.
Хотя, конечно, Господь способен творить чудеса...