- Регистрация
- 8 Авг 2007
- Сообщения
- 14,333
- Пол
- мужской
Против включения своей головы возражает А. Карр. Да, да, он называет это методом "силы воли".А может, в какой-то момент нужно включать свою голову и самостоятельно "удерживать достигнутое"? Или так всю жизнь и будут умные дяди за ручку водить?
Но на самом деле Карр ничего не имеет против воли как таковой. Более того: он вовсе не желает сделать из своих читателей этаких мыслящих растений - безвольных, неспособных к сопротивлению тварей. Нет и ещё раз нет!
Под "силой воли" Карр подразумевает совершенно иное - сопротивление своими силами без знания сути явления. На местном диалекте это звучит как "тупо терпеть", "на зубах", в более широкой разговорной речи - "держаться". Эти понятия подразумевают тупое сопротивление неведомо чему, что равносильно ударам по воздуху с упованием на "авось": авось со временем само пройдёт. Понятно, что такая тактика не может увенчаться успехом и в очень редких случаях позволяет воздерживаться от алкоголя значительные промежутки времени. Шичко такое состояние так и назвал: "воздержание", а людей следующих этим путём - воздержанниками. Об этом же говорит Жданов в лекции № 7.
Здесь сразу надо сделать оговорку: в православной церковной традиции в слово "воздержание" вкладывается совершенно иной смысл.
И Карр, и Шичко, и Жданов совершенно справедливо подвергают такую тактику резкой критике, полагая её полумерой, лишь создающей видимость результата.
И совсем другое дело - сознательная трезвость, основанная на убеждениях, складывающихся из знания проблемы.
Однако удержать эти убеждения не всегда бывает просто по целому ряду причин. Карр в целом называет их верно: это "промывание мозгов", или по-нашему - пропаганда алкогольной идеи. Слово "промывание" использованное Карром не очень удачно для русского перевода, поскольку в русском языке промывка означает удаление вредных и посторонних включений. По-русски лучше было бы назвать эту пропаганду не промывкой, а запудриванием мозгов. Но это впрочем, уже лирическое отступление.
Суть Карром схвачена верно: реклама, примеры из произведений искусства и поведение окружающих - вот основные действующие факторы алкогольной идеи. Карр наносит основным из них идейные контрудары, разоблачая ложные понятия, но поскольку эти факторы никуда из нашей жизни не исчезают и действуют на сознание постоянно, у многих возникают срывы и неудачи спустя несколько месяцев после прочтения книги Карра. То же кстати, отмечается и в случаях с табаком: процент сорвавшихся весьма велик.
Всё это указывает на необходимость специальной работы по закреплению достигнутого результата, чего, как уже сказано выше, у Карра почти нет.