14 Реувен пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.
15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.
16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего.
Бытие, глава 30.
Растение, когда его вырывают с корнем, кричит; крик этот может свести с ума тех, кто его слышит ("Ромео и Джульетта", IV, 3). Пифагор называет его "антропоморфным"; римский агроном Луций Колумелла - получеловеком (semihomo), а Альберт Великий даже написал, что мандрагоры, наподобие людей, бывают различного пола. До него Плиний писал, что белая мандрагора - это самец, а черная - самка. И еще, что сборщики мандрагоры чертят вокруг нее мечом три круга и должны смотреть на запад; запах ее листьев так силен, что от него люди становятся немыми. Кто вырвет ее с корнем, тому грозят ужасные бедствия. О самом древнем использовании мандрагоры ученые узнали, обнаружив ее корень в гробнице фараона Тутанхамона.
Самая устойчивая легенда о происхождении мандрагоры в европейском фольклоре – это произрастание ее под виселицами, где она зарождается из семени повешенных мужчин и страшные скрипящие вопли, сопровождающие выдергивание ее корня из земли, способное убить каждого, кто услышит их. Варварский средневековый обряд добывания корня мандрагоры состоял в том, чтобы к подкопанному корню необходимо было привязать черную собаку, заткнуть себе уши смолой или воском (чтобы не услышать крика и стонов корня, несущих смерть) и заставить собаку выдернуть мандрагору. Бедная собака, разумеется, после этого издыхала, но в руках у выжившего счастливца оставался сочный спелый волшебный корень.
Греческий врач Диоскорид назвал ее "растением Цирцеи" (киркейон), а среди нынешних арабов она известна как "яблоко джиннов" и используется для приготовления приворотного зелья. Теофраст говорит, что она является противоядием против заклятий и колдовства, а Иосиф Флавий отмечает распространенное поверье, что она изгоняет демонов. И действительно, предполагалось, что снадобьем под названием моли, которым Гермес снабдил Одиссея, дабы тот смог противостоять волшебным зельям, приготовленным Цирцеей, на самом деле была мандрагора.
В качестве средства против бесплодия растение упоминается греческим комедиографом Алексисом (IV в. до н.э.); а богиня любви Афродита величалась иногда "Госпожой мандрагоры".