Главное не нервничать.
Нейромедиатор дофамин — биологически активное химическое вещество, которое воздействует на «центр удовлетворения» в мозге, вызывая либо чувство предвкушения наслаждения от того или иного действия, либо само наслаждение, если приятное событие происходит неожиданно. «Подкрепляющее» свойство дофамина способствует повторяемости «благоприятных» действий. Если же удовольствия оказалось меньше, чем ожидалось, или произошло неприятное событие, то количество выделяемого дофамина существенно уменьшается, что приводит к «разочарованию» и нежеланию повторять приведшее к этому действие.
Биологи использовали биофизическую модель дофаминергических нейронов (тех, которые выделяют дофамин) и описали режим работы, который называется «сигнал ошибки».
Дофаминергические нейроны выделяют разное количество дофамина в зависимости от того, получил человек в результате своих действий то, что хотел, или же не смог достичь желаемого. Разницу между количеством дофамина, которое выделяется, когда все получилось, и тем, которое выделяется, если результат разочаровал, и назвали «сигналом ошибки». Этот сигнал должен поощрять совершать «полезные» дела и, наоборот, не давать делать «вредные».
Ученые выяснили, что
алкоголь может менять работу нейронов. Под его воздействием дофаминергические нейроны передают стимулы, связанные с
алкоголем, как «полезные», независимо от того, совпадают они с ожидаемым результатом или нет. Без влияния
алкоголя эти нейроны передавали бы меру соответствия между ожидаемым и полученным подкреплением, предохраняя от совершения «вредных» поступков.
Из-за того что стимулы под воздействием
алкоголя вызывают большую выработку дофамина, у хронического алкоголика сужается круг возможных поведенческих реакций и он начинает искать возможность употребления
алкоголя. Он или не осознает последствия своих действий, или осознает, но это практически не влияет на его поведение. Для того чтобы правильно оценивать последствия своих действий, необходимо, чтобы дофаминергические нейроны передавали сигнал ошибки, обеспечивая отрицательное подкрепление негативных действий, но этого не происходит, когда
алкоголь влияет на дофаминергические нейроны, нарушая работу системы поощрения.
«Психиатры не зря говорят, что у каждого есть своя зависимость. Для того чтобы получить дофамин, кто-то будет бейсджампингом заниматься, а кто-то — пить
алкоголь. У каждого способы добычи его — собственные. Здесь идёт углубление на молекулярный уровень», — добавляет Алексей Водовозов.
По его мнению, исследование хоть и не сенсационно, но является ещё одним «кирпичиком» в разработке методов лечения алкоголизма.
Подобные труды — тенденция последних десятилетий. Изначально образование зависимости от
алкоголя изучалось на макроуровне. Лишь к XXI веку появились методы, позволяющие работать на молекулярном уровне, что породило всплеск новых открытий.
Учёные, проводившие это исследование, полагают, что оно может помочь в излечении от алкоголизма. Для этого необходимо, чтобы наука научилась «заставлять» дофамин работать сбалансированно, правильно реагировать на стимулы в окружающей среде при присутствии
алкоголя в организме, показывая разницу между тем, что ожидаемо, и тем, что получено. Благодаря этому можно будет помочь людям, страдающим алкогольной зависимостью.
Психиатр-нарколог Алексей Магалиф заявил RT, что сейчас нет стопроцентно действенных методов лечения алкоголизма. Этот недуг, по его мнению, можно лишь вогнать в
ремиссию. Он считает, что алкогольная зависимость — биологическая программа, которая не может самоуничтожаться.
«Есть понятие биологической памяти. Человек может эту программу либо стимулировать, либо оставить в пассивном варианте и получать радость от жизни другими путями. Человек может просто не употреблять
алкоголь, но когда он возвращается к нему, эта
программа «распаковывается», — говорит врач.
Он не разделяет оптимизма учёных относительно приближения к открытию метода исцеления от алкогольной зависимости.
«Излечить алкоголизм на биологическом уровне — недостижимая цель. Медицина играет лишь вспомогательную роль в излечении человека от алкоголизма, — говорит Алексей Магалиф. — Очень хочется найти инструмент влияния на эту болезнь. Кроме биологии есть ещё и сознание человека, много того, что связано с нашими личностными особенностями. Когда всё упирается только в биологические средства помощи, то при такой серьёзной проблеме, как алкоголизм, этого недостаточно».
Подробнее ТУТ
Так как алкоголь снижает тревожность, он оказывает более сильное воздействие на тех, кто склонен к ней, чем на тех, кто не склонен.