Маски и роли в деструктивной семье.
В прошлой статье речь шла о деструктивной семье, то есть о семье, в которой казалось бы есть и оба родителя, и хороший достаток, и, деструктивной такую семью делает то, что в ней нет взаимного уважения, нет тесного душевного контакта, нет здоровых взаимоотношений. Что происходит с ребенком, который попадает в такую семью? Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся для начала, какие функции должна выполнять семья, а именно родители.
И так, основная функция родителей в семье – это быть ролевым образцом, то есть, не говорить ребенку, как надо поступать в той или иной ситуации, а показать своим собственным примером. Обращаясь к психологии развития, мы видим, что до 5 лет ребенок воспринимает окружающий мир невербально, то есть не через слова, объяснения, но он наблюдает за всем, что происходит вокруг: за поведением родителей, родственников и близких. Наблюдая, ребенок понимает, какой он: любим ли он, хороший ли он, или он плохой, не желанный и всех раздражает.
Приходя в жизнь, каждый ребенок приносит с собой свои потребности, которые он будет стремиться удовлетворять на протяжении всей своей жизни, и все поведение человека будет всегда базироваться на стремлении удовлетворить свои потребности. Всего потребностей существует около 20, но основные из них – это потребности в любви и значимости, в безопасности, и потребности в принятии человека таким, каков он есть. Исходя из этого, мы начинаем понимать, почему наличие обоих родителей и достаток семьи часто не влияет положительно на благополучие детей в этих семьях. Если не удовлетворяются 3 основные потребности ребенка в семье, он будет стремиться их удовлетворить всеми доступными для него способами. И под любовью подразумевается не забота о физическом здоровье и контроль, помыкание (для его же, ребенка, пользы), раздражение и наставление;- такая «любовь» на подсознательном уровне сообщает ребенку, что он плохой, он поступает плохо, раз его ругают, он никчемен, ничего не умеет и не на что не способен. Это и побуждает ребенка осваивать определенные маски и роли в семье. Маска, или роль нужна ребенку для того, чтобы достигнуть удовлетворения своих основных потребностей, о которых говорилось выше, и получить, если ни любовь и уважение, то хотя бы внимание, не обязательно положительное. И, живя много лет в своей маске, и играя свою роль, ребенок настолько вживается в эту роль, что, вырастая, не может уже расстаться с ней, роль овладевает человеком. Такой человек никогда не может быть счастлив по-настоящему, его настроение может «скакать» от «очень хорошего» - что он примет за счастье, до «подавленного». И маска, или роль, будет влиять на всю жизнь человека: выбор профессии, выбор супруга, взаимоотношения в семье, поведение с детьми и т.д.
Рассмотрим подробнее эти маски и роли соответствующие им.
Маска «Ребенок-герой».
Это маска ребенка, который очень рано берет на себя функции взрослого человека. Примером может служить семья, в которой, например, отец имеет химическую зависимость, он все больше и больше утопает в своей зависимости, мать пытаясь его «вытаскивать» из зависимости, помогать и спасать, на столько истощает свои жизненные силы, что на детей у нее не остается ни сил, ни времени. Ребенку, чаще всего – старшему, приходится брать на себя функции родителей. Если есть другие дети в семье, он заботится о них, о родителях, о питании, часто и о финансовом обеспечении. Такие дети очень часто рано идут зарабатывать деньги, так как иного способа обеспечить семью они не видят. Таким детям свойственны высокие достижения: хорошие оценки, примерное поведение, забота обо всей семье. Ребенок «носит» эту маску «героя» только потому, что он видит: его в семье любят и хвалят только за то, что он «герой». Но, даже когда «ребенок – герой» вырастает, поведение его не изменяется, а усугубляется: постоянный высокий уровень тревожности, т.к. каким бы ни был хорошим результат, он всегда будет им недоволен, потому что «можно было бы и лучше». Такой человек очень обидчив, стыдлив, у него очень сильное чувство вины, сильное чувство страха и низкая самооценка, он всегда только прав, он не может сказать «нет», так как стремится быть «для всех хорошим», он очень внушаем, он не допускает неудач. «Маска» не дает возможности осознать реальность целей и задач человека, «заставляя» его все выше и выше поднимать свою планку. В семье, особенно, где есть зависимый человек, такой ребенок играет роль того, кем можно «гордиться». Но дети, постоянно прибывая в состоянии внутреннего напряжения, часто становятся зависимыми от
алкоголя или наркотиков, ведь это – самая доступная «душевная анестезия».
Следующая маска называется «Козел отпущения».
«Козел отпущения» - это маска человека, который вынужден страдать за неблагополучие других членов семьи. Чаще всего – это те дети, которых называют «трудными подростками». И так, как он выглядит со стороны: враждебный, не подчиняется старшим (для таких детей референтной группой являются сверстники), часто угрюмый и замкнутый, для него характерно – обвинение других. Что же происходит внутри у такого со стороны «крутого», грубого, дерзкого, неуправляемого ребенка? Ребенок «козел отпущения», как правило, очень обидчивый, покинутый, злящийся (речь идет о той злости, которая базируется на сильном чувстве страха отвержения), ярко выражено чувство неполноценности, что порождает очень низкую самооценку. Роль в семье – это привлечение к себе всего негативного внимания. В семьях, где есть зависимые люди, на таких детей обычно «сваливают» ответственность за все «плохое», что происходит вокруг. Такие дети, без исключения, в конце концов, становятся зависимыми от
алкоголя или наркотиков, это можно объяснить тем, что такой ребенок очень рано уходит «в себя», и рано уходит из семьи, как правило, на улицу, к подросткам, которые его «понимают». Неудивительно, что у таких детей часто бывают проблемы с законом. Третья маска называется «Потерянный ребенок». Такого ребенка обычно любят за то, что его «не видно, и не слышно». Со стороны этот ребенок: одиночка, мечтатель, очень спокойный, наблюдатель (он смотрит на жизнь как бы со стороны). Проводя все свое время среди вещей, в одиночестве у «потерянного ребенка» страдает коммуникативная функция - он не умеет общаться с другими людьми, поэтому не редко сам выдумывает себе друга. Часто – это образ существа, которое успокаивает, общается с этим ребенком, проводит время, дарит уверенность и любовь и т.п., то есть удовлетворяет базовые потребности в любви, уважении, принятии. Любовь и внимание родителей к такому ребенку часто компенсируется питанием, игрушками, вещами, поэтому он привязывается не к людям, а к вещам, а людям он старается не досаждать. «Внутри» же у «потерянного ребенка» одиночество, чувство покинутости, целая масса обид и боль (а как иначе, ведь этого ребенка любят за то, что его как будто бы и не существует). Такие дети вырастают нерешительными, не жизнерадостными, одинокими, не разборчивыми в связях, не умеющими никому сказать «нет».
Последняя маска, которую мы опишем в этой статье –
«Шут».
Это симпатичный, инфантильный, часто гиперактивный, обаятельный, но в тоже время слабый, трусливый, нуждающийся в защите, провокатор. Такой ребенок неосознанно берет на себя ответственность за чувства других людей, и, в нездоровой семье, где очень напряженные отношения, этот ребенок всегда старается шутить и гримасничать, чтобы над ним смеялись, стараясь хоть как-то разрядить обстановку (а ведь этот смех над своими шутками ребенок - «шут» воспринимает как одобрение, принятие). Но, каким бы веселым и уверенным в себе ни выглядел ребенок - «шут», у него всегда очень низкая самооценка, очень сильное чувство одиночества и душевной боли, страх, тревога, неуверенность, чувство отверженности (ведь, если он перестанет веселиться и шутить, если он покажет свои истинные чувства – его перестанут принимать). Во взрослой жизни такой человек не способен справляться со стрессом, всегда находится на грани истерики (он должен всегда и везде всех веселить, переживать иные эмоции он сам себе запрещает) – этот человек скорее «заглушит» свои чувства наркотиком или
алкоголем, чем покажет свою боль - это вызывает очень глубокий внутренний конфликт; в браке – «герой на словах» (дает очень много обещаний, но не выполняет). Часто среди людей, носящих маску «шута», встречаются люди с суицидальными наклонностями (потому, что ему легче убить себя, чем пойти к людям и рассказать о своих проблемах, о своей боли и показать свою ярость).
Маски начинают проявляться уже в детстве, и, даже среди маленьких детей можно увидеть тех, кто приспосабливается к жизни по средствам маски. Воспитывая детей, очень важно давать им понять, что их любят не за что-то, а за то, что они уже есть. Для ребенка очень важно чувствовать, что вы на его стороне, не смотря ни на что, важно понимать, что, даже совершая глупость, даже не являясь лучше и успешнее других, он все рано ценен и дорог, и имеет право чего-то не знать или не уметь, совершать ошибки. Чтобы у ребенка не возникало потребности в масках, родителям очень важно помнить, лучшее, что они могут сделать для своих детей – это любить и уважать.
Социальный психолог, магистр,
Юлия Шиберина.
Скопировано с сайта Литовского Красного Креста.