Помысел --исходный момент возникновения страсти. Сосредоточение --существенный центральный элемент этого психического состояния. Сущность борьбы подвижника сводится к борьбе с помыслом. (Каким образом?) Первый толчок к началу психического явления, которое может закончиться страстью, называется "Прилог". Это есть представление какого-то предмета или действия, соответствующего одной из порочных наклонностей человека. Этот прилог под действием внешних впечатлений или в связи с психической работой памяти, или воображения, по законам ассоциации входит в сферу человеческого сознания. Этот первый момент происходит помимо воли человека (по законам психической их неизбежности) и считается поэтому "невинным" или бесстрастным. Это пробный камень для испытания нашей воли, куда она склонится --в сторону добродетели или порока? В этом выборе и проявляется свободная воля человека. На прилог откликается чувство, которое отвечает на вторгнувшееся в сознание впечатление или представление. В этот момент зависит судьба помысла—остаться или уйти. Если он не отвергнут, значит, в природе человека он находит сродную почву (подобное соединяется с подобным), что уже выражается в сочувствии человека к этому помыслу. Сочувствие привлекает внимание, и помысел растет, раскрываясь в целую мечтательную картину. Внимание потому медлит на помысле, что человек испытывает удовольствие в предвкушении наслаждения, предметом впечатления. Если усилием воли не порвать нить ассоциаций и не освободить от неё сознание, тогда уже сама воля будет увлечена помыслом, и будет склоняться к нему. В результате образуется решимость всеми существующими средствами осуществить на самом деле то, о чем говорит помысел. Грех в намерении уже совершен. Но, иногда, перед окончательным решением осуществить задуманное, человек переживает борьбу между страстным влечением и противоположными наклонностями свой природы (совестью). Эта борьба имеет место тогда, когда еще не успел образоваться навык к помыслу. Наилучшая и благонадежная брань происходит тогда, когда отсекается помысел в самом начале и совершается непрестанная молитва. Кто сопротивляется первомысли, тот одним ударом пресечет все последующее расположение ее.
Вот такое «вскрытие» и лечение любой страсти .
Вот такое «вскрытие» и лечение любой страсти .