Суггестия

Термин Суггестия

Piramidon

☆ Трезвый: 8+ лет ☆ Не курю, но умею)))
Регистрация
7 Апр 2014
Сообщения
13,515
Пол
мужской
Piramidon добавил(а) новый ресурс:

Суггестия - психологическое воздействие на сознание человека

Внушение, сугге́стия (лат. suggestio) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением. (ru.wiki)

384473764_438467315.pdf-8.jpg

Узнать больше об этом ресурсе...
 

Суггестия — что это простыми словами, как работает, методы​

Опубликовано: 2 июня, 2022Автор: Даниил Т.
Оратор

Сегодня мы поговорим о таком понятии как суггестия. В русском языке есть более привычное слово – «внушение», однако его смысл несколько отличается. Поэтому в научной литературе используется преимущественно термин «суггестия», позволяющий более точно обозначить, о каком понятии идёт речь. Мы также будем придерживаться данного подхода, хотя если контекст заведомо понятен, слово «внушение» тоже уместно.

Что такое суггестия?​

Суггестия – это обобщённое понятие, объединяющее в себе различные приёмы неявного внушения человеку определённых мыслей, установок, убеждений, взглядов, представлений, желаний, ощущений и состояний. Характерной особенностью входящих в неё приёмов является то, что они направлены на ослабление критического восприятия и осмысления. Подвергающийся суггестии индивид должен воспринять установки, не задумываясь о том, насколько они точны, логичны и правдоподобны.
Термин «суггестия» образован от латинского слова suggestio, которое можно перевести как «внушение», «намёк» или «навевание». В научный обиход его ввёл французский врач и основатель гипнотерапии Амбруаз Льебо, который начал употреблять его в своих работах в 1866 году.
Человек может подвергаться суггестии, пребывая в разных состояниях. Он может спать или бодрствовать, находиться в гипнотическом трансе или под влиянием психоактивных веществ. Основным каналом коммуникации для передачи суггестивной информации обычно служит речь, но используются и другие каналы (текст, видео, невербальные сигналы и прочее).
Внушение является одним из наиболее распространённых методов манипулирования и применяется как в межличностном общении (осознанные или неосознанные манипуляции), так и в массовой коммуникации (реклама, пропаганда). Также его часто используют религиозные деятели для убеждения людей в правильности своей веры.

Как работает суггестия?​

Принцип суггестивного воздействия на индивида заключается в том, что информация внедряется сразу в бессознательную часть разума, минуя сознательную. Одним из основных инструментов, позволяющих это осуществить, является взаимодействие с эмоциями и чувствами. Благодаря этому выполняется главный принцип суггестии – человек не пытается критически осмыслить новую информации, а сразу принимает её на эмоциональном уровне.
Степень успешности внушения может быть разной и зависит от таких факторов как:

  • убедительность того, кто производит внушение;
  • внушаемость того, кто ему подвергается;
  • наличие между ними межличностных отношений;
  • отношение индивида, подвергающегося суггестии, к тому, кто её осуществляет (уважение, доверие, пиетет);
  • способ, которым осуществляется коммуникация, и прочее.
В психотерапии суггестия используется для лечения некоторых расстройств психики, в частности, для избавления от различных зависимостей. Чаще всего применяются методы воздействия во сне или в состоянии гипнотического транса. Кстати, эффект плацебо также представляет собой частный случай суггестии – человек получает установку, которая меняет его психоэмоциональное и даже физиологическое состояние.

Факторы подверженности суггестии​

Как было отмечено выше, степень восприимчивости к внушению у разных людей может существенно отличаться. В психологии это называется суггестабельность или суггестивность, а в разговорной речи обычно используется термин «внушаемость». Специалисты называют ряд факторов, которые делают человека более восприимчивым к внушению:
  • комплекс неполноценности;
  • низкая самооценка, отсутствие веры в свои силы;
  • доверчивость, наивность;
  • эмоциональность, тревожность и впечатлительность;
  • застенчивость, робость;
  • слабая воля;
  • инфантильность;
  • слабо развитое логическое мышление и интеллект в целом;
  • несамостоятельность, зависимость от кого-либо.
Специалист может установить наличие у человека большинства перечисленных особенностей, просто побеседовав с ним или с помощью специальных тестов. Выявив проблему, он понимает, как следует действовать дальше, чтобы решить её.
Стоит учитывать, что на суггестивность личности влияют также временные факторы, такие как:

  • психологическое, физическое и эмоциональное состояние в текущий момент;
  • уровень спокойствия и расслабленности, ощущение комфорта;
  • стресс и усталость;
  • эмоциональное возбуждение, сильное переживание.
Также на степень подверженности человека внушению влияют такие факторы, как:
  • отсутствие компетентности в теме разговора;
  • наличие «информационного голода» (человеку нужно срочно что-то узнать, но он не может найти нужную информацию, поэтому готов поверить всему, что ему скажут);
  • дефицит времени на принятие решения;
  • невысокая важность получаемой информации для человека, подвергающегося внушению (например, если Луна сделана из сыра, а Земля плоская, для него лично от этого ничего не меняется).
Также психологи отмечают, что сильнее всего критическое мышление работает у людей среднего возраста. Молодёжь часто подвергает сомнению услышанное, но тут дело скорее в свойственном молодым людям нонконформизме. А вот дети и старики подвергаются внушению легче всего.

Суггестивные методы​

Суггестивные методы – это различные вербальные и невербальные способы воздействия на психоэмоциональное состояние, применяемые психотерапевтами при лечении своих пациентов в рамках суггестивной терапии. Прогнозировать, насколько успешным будет данный подход к лечению, можно по степени внушаемости пациента. И если в повседневной жизни повышенная внушаемость нежелательна, то в психотерапии она может оказаться полезной и заметно повысить эффективность лечения.
Существует три основных подхода: прямое внушение, внушение в состоянии гипнотического транса и нейролингвистическое программирование. Рассмотрим каждый из них подробно.

1. Словесное внушение​

Данный подход применяется в бодрствующем состоянии и в полностью ясном сознании. При этом у него есть два варианта:
  • Прямое словесное внушение. Это императивное указание на то, что должны произойти определённые перемены, или закрепление какой-то мысленной установки (например, «Водка – яд!»).
  • Косвенное словесное внушение. Это установки, которые не произносятся прямо, но косвенно следуют из сказанного или вскользь вставляются в разговор так, чтобы незаметно внушить пациенту значимость какого-то фактора.

2. Гипнотерапия​

Бывали периоды, когда гипнотический транс называли революцией в психотерапии, считая его «серебряной пулей», позволяющей решить любые проблемы. Владимир Бехтерев называл гипноз «искусственно вызванным и слегка видоизменённым сном», позволяющим сохранить контакт с гипнотизёром. При этом загипнотизированный человек входит в пассивное и очень восприимчивое состояние, позволяющее с высокой эффективностью внушать ему различные полезные установки.
Восприимчивость к гипнозу (гипнабельность), также сильно отличается у разных людей, вдобавок она сильно зависит от нервного состояния. Хорошо отдохнувшего человека загипнотизировать сложно, а того, кто устал и давно не спал, ввести в транс становится очень легко. Кроме того, глубина гипноза тоже может быть разной и даже меняться прямо во время сеанса. Соответственно, и сила внушения отличается, и психотерапевт должен отчётливо это понимать.
Владимир Бехтерев утверждал, что для эффективного лечения с применением суггестии необходимы три элемента (сегодня этот список называют «триадой Бехтерева»):

  • рациональная беседа с бодрствующим пациентом;
  • внушение в состоянии гипнотического транса;
  • обучение пациентов грамотному использованию самовнушения.
В состоянии гипноза пациенту внушают установки, направленные на устранение определённых симптомов и их причин. Гипнотерапия применяется при лечении некоторых невротических нарушений, диссоциативных расстройств, соматоформных нарушений, алкоголизма, наркомании и прочих аддикций. Важно понимать, что неправильное применение гипноза может приводить к серьёзным негативным последствиям, поэтому использовать его должны только квалифицированные врачи.

3. Нейролингвистическое программирование​

У непосвящённых людей данная методика ассоциируется с гипнозом, а у многих специалистов вызывает скепсис. Несмотря на неоднозначную репутацию в профессиональных кругах, нейролингвистическое программирование рассматривается как один из подходов суггестивной психотерапии. Его суть заключается в том, что в сознании людей создаются нужные установки за счёт подбора правильных слов при общении. Другими словами, за счёт правильной формулировки терапевт «программирует» пациента на улучшение психического состояния.

Сферы применения суггестии​

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными формами суггестии, подвергаемся ей и применяем её, даже не осознавая этого факта. Наше восприятие окружающей действительности практически полностью построено на различных установках, полученных именно суггестивным путём. К примеру, одни люди нам очень нравятся, а другие вызывают антипатию, одних мы уважаем и доверяем им, а других не воспринимаем всерьёз.
Чаще всего мы никак не можем объяснить, чем нам понравился новый знакомый, почему вызвал уважение и доверие к себе. И очень часто оказывается, что такие люди просто от природы обладают даром внушения. Они могут применять его сознательно или неосознанно, но в любом случае очень эффективно, ведь этот дар помогает быть успешнее, находить друзей, строить отношения и всегда добивать своего.
Как мы выяснили выше, некоторые подходы, основанные на суггестии, применяются в психотерапии. Но это далеко не единственная сфера профессиональной деятельности, в которой уместно внушение. Оно широко используется в маркетинге и рекламе, ведь целевую аудиторию нужно не только проинформировать о продукте, но и убедить купить его. Кроме того, суггестию активно применяют различные политические силы, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше электората.

Заключение​

Суггестия – это методика убеждения, основывающаяся на том, чтобы незаметно внедрить в сознание собеседника, слушателя или пациента необходимые установки. Она может применяться как во благо того, на кого направлена (например, для улучшения психического состояния пациента или лечения зависимостей), а может использоваться в корыстных целях (для внушения собеседнику выгодных мыслей и эмоций).
Ключевая особенность суггестии заключается в том, что она пытается «обойти» логику и критическое мышление. Поэтому она обычно направлена на чувства и эмоции, заставляющие человека сразу делать выводы, вместо того чтобы думать. Он должен принять навязываемые ему установки, не подвергая их критическому осмыслению и не сопоставляя с уже имеющимися у него знаниями.

Источник: Суггестия - что это простыми словами, как работает, методы
 
Назад
Сверху Снизу