Работа по анализу срыва рассчитана на выполнение нескольких заданий в группе. Если есть острая необходимость, то некоторые моменты можно оставить для индивидуальной консультации, но следует помнить, что именно группа дает больший эффект.
Работа с историей срыва
- 1. В какой момент, как вы думаете, начались неблагоприятные изменения в выздоровлении? Может быть, произошла остановка в обычном течении жизни? Может быть, случились какие-то события, повлиявшие на дальнейшую жизнь? Итак, с чего все началось?
- 2. Как изменялась жизнь с течением срывного процесса? Какие изменения вы замечали?
- 3. Какие границы были нарушены? Почему? Как вы видите свой путь «по минному полю» опасностей к трезвости, зачем вы шли на это, что искали?
- 4. Как изменялись отношения с системой поддержки? Что вы вносили в эти отношения? Как реагировали люди на изменения в вашей жизни? Можете ли вы вспомнить что-то, что выражало их тревогу за вас? Как вы реагировали?
- 5. Проанализируйте механизм отказа от помощи. Вспомните все прежние способы получить помощь и способ, которым вы уходили от этих отношений (обычно один и тот же для разных людей из системы поддержки).
- 6. Ложь в срывном процессе: примеры, развитие ее, отказ от честности как духовного принципа выздоровления. Постарайтесь увидеть это как процесс.
- 7. Избегая деталей, которые могут спровоцировать тягу у вас и других, кратко опишите процесс начала и развития употребления наркотиков и (или) ПАВ, вплоть до остановки. Расскажите кратко и о пути назад, к принятию помощи, возвращению к пути выздоровления.
- 8. Опишите свое отношение сейчас к срыву как к событию, которое случилось в вашей жизни.
О результатах своей работы расскажите на группе, постарайтесь уложиться вместе с примерами в 15—20 мин.
Задания для обсуждения с психологом и в группе
- 1. Перечислите 10 причин, почему, как вы считаете, вам необходимо пройти программу срыва.
- 2. Постарайтесь описать ваш срыв, не упуская даже малозначительных на ваше усмотрение вещей.
Опишите ваши мысли и чувства до срыва, во время срыва и после. Сделайте акцент на том, что послужило срыву.
К примеру: «нарушение границ первого шага, нежелание следовать указаниям и т. д.». Подойдите к выполнению этого задания честно. Какими мыслями разрешали, какими запрещали, какими себя оправдывали (описать состояние «торговли» внутри себя).
Опишите ваш срыв в виде изложения.
Напишите, что чувствуете по этому поводу.
После того как вы напишете, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- • что вы думаете по этому поводу сейчас?
- • опишите ваши чувства после проделанной работы.
3. Напишите 10 примеров, как вы саботируете свое выздоровление.
Для этого вам необходимо вспомнить, как вы пришли в программу и что с вами происходило до момента срыва. Вот некоторые пути, по которым идут пациенты, чтобы саботировать свое выздоровление:
- • «Я не желаю следовать указаниям»;
- • «Я не хочу просить помощи»;
- • «Я делаю это не для себя»;
- • «Я не смогу удержаться, чтобы не употреблять что-либо» (легкие наркотики, алкоголь, таблетки и т. д.);
- • «Я буду подозрительным и “очень честным”»;
- • «Я еще не все потерял в жизни»;
- • «Я неизлечимо болен, мне терять нечего»;
- • «Я не могу ничего изменить в своей жизни»;
- • «Если все — и муж, и друзья будут мне помогать сохранять трезвость, тогда я буду выздоравливать» (перекладывание ответственности на другого);
- • «В том, что я употреблю наркотики, виноваты мои близкие, они своим непониманием толкают меня на срыв»;
- • «Если все мои близкие будут помогать сохранять трезвость, то я буду выздоравливать» (перекладывание ответственности на других);
- • «Я не понимаю, почему я не могу общаться со своим молодым человеком или же девушкой, которые употребляют наркотики, ведь я хочу им помочь»;
- • «Если я откажусь от общения со своей подругой или другом, или с моими друзьями, то я останусь один», «ничего страшного, что они употребляют наркотики, ведь я же не собираюсь употреблять!»
Опишите конкретные примеры: в чем выражается ваш саботаж? Опишите чувства, которые вы испытываете после работы над этим заданием.
4. Опишите 10 конкретных ситуаций, когда вы были нечестны по отношению к себе и другим участникам программы.
После каждого примера опишите свои чувства.
Задание даст возможность увидеть, как своей недосказанностью в примерах вы разрешаете себе вести себя таким образом, о котором вы сознательно умалчиваете, отвечая письменно на вопросы по заданиям.
В конце этого задания постарайтесь письменно ответить себе на вопрос:
«Что Я готов с этим сделать?»
После опишите чувства, которые вы испытали, сделав это задание.
5. Опишите 10 конкретных примеров, иллюстрирующих то, как вы манипулируете другими людьми для достижения своих целей, когда ставите свои потребности выше потребностей окружающих.
Старайтесь в этих примерах определить чувства, которые вами руководят. Постарайтесь в каждом примере определить, какие дефекты вашего характера проявлялись? Например, такие: гордыня, эгоизм, себялюбие, нечестность и т. д.
Это задание поможет вам отследить ваше потребительское поведение, которое толкает вас на компульсивные поступки, определить для себя то, как ваше болезненное желание толкает вас на срыв.
По окончании этого задания опишите ваши чувства.
6. Напишите 10 болезненных моментов вашей жизни, о которых вы не хотели говорить, находясь в программе до срыва.
Например:
- • при ответах на вопросы первого шага или же других шагов;
- • при ответах на задания, которые вам предлагали выполнить.
Это задание поможет вам определить чувства, которые вам мешали открыться. Помните о том, что «мы больны настолько, насколько не высказались». После выполнения задания опишите свои чувства.
7. Опишите 10 ситуаций, где вы испытывали негативные чувства (страх, жалость к себе, злость) с того момента, как вы пришли в программу, и до момента срыва.
Мы призываем вас отнестись к этому заданию с полной серьезностью, оно поможет вам определить важные причины вашего срыва.
Ищите примерно в таких ситуациях:
- • взаимоотношения в семье (например, упреки со стороны близких);
- • взаимоотношения с противоположным полом;
- • отсутствие понимания со стороны кого-либо.
Обратите внимание на ваши нерешенные проблемы в социуме, такие как:
- • проблемы с законом;
- • восстановление документов;
- • учеба;
- • поспешное восстановление на работу (погоня за материальными ценностями).
Помните о том, что страх заставляет вас контролировать то, чего вы боитесь, и это мешает вам сосредоточиться на выздоровлении. Постарайтесь ситуации излагать конкретно с чувствами, которые вы переживали в тот момент. Опишите те чувства, которые вы испытываете после работы над этим заданием.
8. Приведите 10 конкретных ситуаций, которые породили в вас болезненное чувство обиды (в ярком проявлении этого чувства).
Постарайтесь писать по следующей схеме.
- 1. Составьте список причин каждой обиды.
- 2. Чувствовал ли я обиду потому, что была задета моя гордость?
- 3. Угрожало ли что-либо чувству моей безопасности или уверенности в будущем?
- 4. Конфликтовал ли я с другими из-за моих амбиций?
- 5. Как справлялся я с чувством обиды?
Это задание поможет вам определить, как ваши амбиции руководят вашим поведением, и подумать над тем, к чему могут привести ваши амбиции, что вам дает возможность, когда вы чувствуете обиду, прежде всего задуматься, оценить ситуацию, при этом взяв паузу, и только потом что-либо предпринять по отношению к этому чувству, т. е. прежде, чем что-либо сделать, задуматься о следующем.
- • «А правильно ли я поступаю?»
9. Перечислите 10 причин по которым, по вашему мнению, у вас произошел срыв.
Постарайтесь обосновать каждую причину, ответив на вопрос: «На чем основан ваш вывод?» Для того чтобы вам было легче обосновать ваше утверждение, постарайтесь проанализировать вашу работу по 8 заданиям, которые вы проработали до этого задания.
После постарайтесь письменно ответить на следующие вопросы.
- 1. Как вы думаете, на что стоит обратить внимание из перечисленных вами причин и почему стоит обратить на это внимание?
- 2. Постарайтесь выразить на бумаге ваши мысли относительно того, что вы думаете о проделанной вами работе и что вы чувствуете по этому поводу.
10.
Перечислите 10 конкретных действий, которыми вы воспользуетесь при необходимости, когда мысли о наркотиках или ПАВ будут преобладать над вами.
Делайте это каждый раз, когда будете чувствовать, что подходите к срыву, для того чтобы его не допустить. Воспользуйтесь утверждениями типа.
- • «Здесь и сейчас»; «только сегодня».
- • Здесь и сейчас я сделаю.........чтобы не допустить срыв.
- • Только сегодня я сделаю.........чтобы не допустить предсрывное состояние.
Это задание даст вам возможность, отследив свое состояние срыва, когда мысли об употреблении химических веществ преобладают над вами, направить ход мыслей в другом направлении и задуматься о вашем выздоровлении.
11.
Пропишите подробно границы.
- • Места.
- • Людей.
- • Ситуации, которые могут толкнуть вас на срыв (конфликты).
Постарайтесь выработать серьезное отношение к границам первого шага. От этого зависит ваша безопасность и ваше свободное время.
Постарайтесь выработать тактику того, каким именно образом вы будете себя вести в той или иной ситуации.
Постарайтесь ответить на следующие вопросы.
- 1. Как вы считаете, почему вам необходима работа над этим заданием? Постарайтесь обосновать свое утверждение.
- 2. Какие чувства вы испытывали во время работы над этим заданием и после?
- 3. Что вы намерены делать, чтобы не сорваться (имеются в виду рекомендации) ?
- 12. Перечислите 10 позитивных аспектов трезвой жизни.
Для того чтобы выполнить это задание, постарайтесь вспомнить ваши ценности, те ценности, которые были подавлены безразличием.
Постарайтесь вспомнить ваши мысли в этом направлении с момента прихода в программу.
Некоторые люди, приходя в программу, говорили о том, что устали искать наркотики, добывать их любым путем через боль, унижение и предательство.
Это задание поможет вам закрепить ваши ценности, поможет в достижении главной цели, вернуться к тому, что нам так необходимо на первом этапе выздоровления.
После окончания опишите ваши чувства, которые вы испытываете после написания и выполнения этого задания.