- Регистрация
- 30 Окт 2013
- Сообщения
- 19,253
- Пол
- мужской
Архим. Иоанн Крестьянкин?Сказка на ночь о насущном)
Хорошо известна притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя. И не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.
Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал по крайней мере самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые несомненно враждебные.
А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться...
Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. Тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя и не обретя, тихонечко возвращается и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему - по опыту знает - вновь вселиться в эту чистенькую и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит, сторожа нет.
Первым в дело идет нечистый дух гордости, который раскрывается одним из трех лиц:
-самодовольство (,,какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех“),
-самонадеянность („оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим“),
-самоуверенность („да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель").
И при моей „опытности“ в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.
Следующий дух -- дух ленности. Все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства, самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) - можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? труд духовный, кажется? - ничего, можно и немного погодя. А пока - отдохнем)
Леность не дает прохода единственно нужному доброму духу внутреннего делания, зато легко пропускает хитрого и нечистого духа делания внешнего. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Это опасно всегда, но особенно опасно тогда, когда внешний, безжизненный характер приобретает делание по самому существу своему.
Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния, но зато пропускает торжественно и пышно четвертого нечистого духа - духа нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и не внимательности к себе.
Следующий нечистый дух - дух неблагодарности. Дух нечистый вселяется в меня, и я качусь в пропасть. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе.
Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И мне все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут мне обиды (обиды, конечно, мнимые, но для меня-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем сам я в своей ослепленности и равнодушии раздаю обиды направо и налево, но, не видя людей, не вижу и наносимые им обиды.
Сей нечистый дух хорошо поработал. Вокруг меня одни обломки: обломки моей души, обломки прежних добрых отношений. И тогда-то вползает седьмой страшнейший дух нечистый — дух уныния. О его действии можно написать диссертацию, но печальную. Посему лучше здесь поставить точку.
Тем более — самая пора запить.
Растёт кругозор прям у кого-то тут не по дням а по часам!