Chizhik
Участник
- Регистрация
- 27 Ноя 2011
- Сообщения
- 532
Предлагаю вашему вниманию отрывок из книги Е. В. Емельяновой "Кризис в созависимых отношениях"
Здесь даны описания "комплексов" созависимых, сформированных в детстве. Мне было интересно почитать, я себя нашла с попаданием 80 %, так же нашла свою маму.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ, СОЗДАЮЩИХ СОЗАВИСИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Несомненно, любая типология приблизительна и условна. Доволь¬но редко можно встретить людей, точно отражающих описанные типы. И все-таки психологические портреты позволяют лучше сориентиро¬ваться во внутреннем мире человека, быстрее увидеть скрытые «зве¬нья», построить предположения и проверить их. Каждый тип созави-симого человека является обладателем соответствующего комплекса, выросшего на месте «надлома» его Я в связи с дефицитом любви. В свою очередь, каждый комплекс предполагает и определенный спо¬соб заполнения Я. Эти комплексы таковы: самоуничижение, мучени¬чество, садистские наклонности, нарциссизм и ненасытная жажда любви.
ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА
С КОМПЛЕКСОМ САМОУНИЧИЖЕНИЯ
Человек с комплексом самоуничижения всегда старается держать¬ся в тени — так ему спокойнее. Он уже давно убежден: что бы он ни делал, это обязательно получится плохо, он просто не способен оп¬равдать ожидания других людей, ему не дано достигать успеха, самый лучший способ не вызывать раздражения окружающих — это помень¬ше путаться у них под ногами.
Часто такой человек может выглядеть неряшливо или, по край¬ней мере, невзрачно. Его одежда и прическа как будто просят: «Не обращайте на меня внимания. Я просто не стою этого». Он никогда не стремится занять какую-нибудь заметную должность. У него нет этого не только в планах, но и желания такого он никогда не испы-тывал. Он соглашается с любыми, даже с самыми плохими условия¬ми, и не требует большего, поскольку не считает себя достойным луч¬шей жизни.
Иногда такие люди могут погрязать в нищете и разрушать себя ал¬коголем и наркотиками. В ряде случаев они могут вести вполне дос¬тойный образ жизни, много трудиться и даже достигать определенных успехов. Но больших достижений они боятся. Однажды достигнутые результаты влекут за собой соответствующие ожидания окружающих, а это пугает. Такой человек вовсе не считает успехи собственной заслу¬гой. «Это всего лишь дело случая, — думает он. — И такого может до¬стичь буквально каждый. Но второй раз у меня может просто ничего не получиться. Я только разочарую людей». И он старательно убежда-ет всех, кто отмечает его достижения, в том, что от него практически ничего не зависело. Просто случайное стечение обстоятельств. В даль¬нейшем он еще более тщательно следит, чтобы какой-либо успех слу¬чайно не свалился на его голову. Человек с комплексом самоуничиже¬ния не берет на себя ответственность даже за свои достоинства. Это слишком беспокойно и даже опасно.
Поскольку такой человек не уверен в себе, своих силах и способно¬стях, он не решается самостоятельно принимать решения и предпри¬нимать что-либо важное без подсказки со стороны какого-либо авто¬ритетного лица. Он предпочитает передавать ответственность за себя и свою жизнь кому-нибудь, по его мнению, более компетентному. Из¬бегая ответственности, он избегает и свободы выбора, тем самым час¬то вынуждая себя жить не в соответствии с собственными потребнос¬тями, а выполняя волю и предпочтения других людей.
Такое отношение к себе и своим делам не проходит бесследно. По¬требности человека с комплексом самоуничижения не перестают су¬ществовать, они только подавляются и глубоко скрываются от соб¬ственного сознания. И хроническая неудовлетворенность жизнью — естественное следствие подобного вытеснения. Неверие в свои силы и самоограничения, вызванные этим, глубоко огорчают. Не удивитель¬но, что у таких людей развивается депрессивный стиль мышления: ведь вспоминая прошлое, они видят одни промахи и неудачи; думая о бу¬дущем, они предсказывают себе одни провалы. Оценивая себя, они навешивают на себя самые уничижительные ярлыки.
Как это ни странно, человек с комплексом самоуничижения может быть чрезвычайно внимателен к своей внешности. Он глубоко пере¬живает любой, даже незаметный глазу постороннего изъян, а уж тем более явные отклонения от... эталона красоты. И это — одно из прояв¬лений внутреннего конфликта.
На самом деле, при всей своей внешней скромности и демонстри¬руемой непритязательности такие люди имеют высокий уровень пре¬тензий к тому, каким должен быть «достойный» человек. Именно раз¬ница между образом Идеального Я и восприятием себя реального яв-ляется причиной столь печального комплекса.
Человек с комплексом самоуничижения выглядит скромным и го¬товым угождать всем, кто его окружает. Но в действительности он пол¬ностью сконцентрирован на самом себе. Его голова постоянно занята мыслями о том, как он выглядит в глазах других людей, что он сделал неправильно, в чем виноват. Он заботится прежде всего о себе, когда стремится услужить — он должен выглядеть «хорошим», «милым», скромным. Он не должен раздражать, не должен выделяться на фоне окружающих, должен быть удобным для всех.
Он постоянно сравнивает себя с окружающими, и, конечно, не в свою пользу. А ведь в соответствии с идеальным образом он должен быть лучше них! И это сравнение заставляет его постоянно извинять¬ся. Он предпочитает предупредить людей о собственной несостоятель¬ности, чем переживать впоследствии их разочарование. Кроме того, предупредив, он показывает себя человеком самокритичным, совест¬ливым и скромным.
Самоуничижающийся человек чрезвычайно зависим от мнения ок¬ружающих людей. Поэтому любая критика с их стороны для него не¬выносима. И в этом выражается еще одно противоречие. Критикуя открыто самого себя, он чувствует боль и гнев, если с его словами со¬глашаются. Попробуйте сказать ему, что вы согласны с тем, что он никуда не годится и ни на что не способен, и он затаит враждебные чувства по отношению к вам. Не для того он ругает себя, чтобы вы с ним согласились, а для того, чтобы вы возразили ему, и таким образом он получил, наконец, подтверждение собственной значимости.
Тайная мстительность и враждебность вовсе не чужды самоуничи¬жению. Слишком много человек терпит ограничений, наблюдая, как другие смело идут вперед. Слишком убедителен он бывает, доказывая свою ничтожность. И в результате многие начинают относиться к нему в соответствии с его поведением. А это обидно.
Но обида и враждебность тут же сливаются в жуткой какофонии с чувством стыда и вины. Внутренний конфликт состоит в том, что в глубине души самоуничижающийся человек уверен, что заслуживает презрения, и одновременно он хотел бы выглядеть лучше других.
Будучи не в состоянии принимать самого себя таким, каков он есть, человек с комплексом самоуничижения не способен поверить, что другие, узнавшие все его недостатки, могут отнестись к нему с друж-бой и принятием. Он перестает воспринимать любые положительные чувства других людей. Комплимент он воспринимает как саркастичес¬кое замечание, выражение симпатии — как снисходительную жалость. Если кто-то хочет его видеть — это потому, что он от него что-нибудь хочет. Если другие люди выражают ему свое расположение, то только потому, что они плохо его знают, или потому, что он может быть им чем-то полезен, или потому, что они сами ничего не стоят. Если кто-то не поздоровался с ним на улице — это пренебрежение, если задержал¬ся — это неуважение, если добродушно подшутил — это явное стрем¬ление его унизить. При этом сам человек не осознает происходящие в нем искажения: он уверен, что полностью прав.
Что же служит причиной для развития такого тяжелого комплекса?
Прежде всего — завышенные требования со стороны родителей, оправдать которые ребенок явно не способен.
Следующая причина — постоянные сравнения с другими детьми, которые делают родители и которые оказываются не в пользу ребенка. Понятно, что мама и папа, вероятно, желали таким образом стимули¬ровать у своего чадушки стремление совершенствоваться и достигать успехов. Но получили они как раз обратное: ребенок понял, что он просто не может соответствовать столь высоким требованиям. В даль¬нейшем он сам к себе начинает предъявлять подобные требования, сам себя критикует и сравнивает с другими людьми не в свою пользу. А по¬ка он твердо усваивает, что если он ничего не делает, то получает го¬раздо меньше критических замечаний, чем когда начинает делать и при этом ошибается.
С другой стороны, слишком требовательные родители никогда не бывают полностью удовлетворены действиями ребенка. Посте¬пенно у него развивается страх провала. Это еще больше сковывает его и приводит к новым неудачам. Предвидение одних только не¬удач окончательно рождает в нем убеждение, что безынициатив¬ность и апатия — самый безопасный способ поведения. По край¬ней мере, это не приводит к разочарованию. Но ему жизненно важ¬но получить любовь. Поэтому свою неловкость и неумелость ребенок старается компенсировать ласковостью, послушанием и / или незаметностью. А если ему все-таки приходится что-то делать, он заранее извиняется за свою неполноценность, как бы предуп¬реждая разочарование.
Однако низкое самомнение ребенка вовсе не означает, что он дей¬ствительно никуда не годится. Часто самоуничижение разъедает душу весьма талантливых людей. Поэтому успехи все-таки периодически до¬стигаются, несмотря на все блокирующие обстоятельства. Но любое
—,-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
достижение ребенка вызывает только одну реакцию его родителей: «Ну вот, можешь, когда хочешь!». Теперь от него ожидают еще большего. По существу, от него хотят безупречности и совершенства. Планка тре¬бований поднимается. Угроза провала увеличивается. Так в ребенке развивается страх успеха. Он предпочитает подавить свои способнос¬ти, чтобы даже нечаянно не вызвать пугающие его ожидания.
4. Кто-то из родителей передает ребенку собственный комплекс са¬моуничижения. Он говорит: «Не высовывайся! Куда нам! Есть много людей, которые умнее и лучше во всех отношениях. И они не любят таких, как мы. Чем меньше тебя замечают, тем безопаснее находиться среди людей».
Постоянное подавление собственной энергии и стремление быть незаметным постепенно сказывается на всем облике человека, а затем и на всей его судьбе.
Итак, подытожим все вышеизложенное.
Родительские посылы:
□ «Ты должен соответствовать нашим ожиданиям!»
□ «Ты должен быть лучше других».
□ «Чтобы выглядеть лучше других, ты должен раньше других на¬учиться многому такому, что они не умеют. Причем делать это ты должен в совершенстве».
□ «Если ты не соответствуешь нашим требованиям, то ты ничто¬жество».
П «Если ты не соответствуешь нашим ожиданиям, ты расстраива¬ешь нас, и ты недостоин нашей любви».
О «Не высовывайся, чтобы над тобой не смеялись. Ты не достоин уважительного отношения, ты ничтожество».
Выводы ребенка:
О «Раз я не могу выполнять то, что они от меня требуют, значит, я неполноценный».
□ «Любят только умных, умелых, успешных людей». О «Мне очень нужна любовь, но я ее недостоин».
□ «Мне очень нужна любовь, и я постараюсь, по крайней мере, поменьше раздражать родителей. Для этого я буду милым и пре¬дупредительным. И я постараюсь предупреждать их заранее о возможности моих неудач, чтобы они меньше сердились».
О «Чем реже я что-либо делаю, тем меньше на меня сердятся. По¬этому нужно поменьше проявлять инициативу и свести все дела к минимуму».
П «Нужно тщательно следить, чтобы мои успехи не были слиш¬ком заметными. Все равно, это — дело случая. Но потом я обя¬зательно еще больше разочарую родителей = Меня еще меньше будут любить».
Результаты:
П Эгоцентризм («зацикленность» на себе).
□ Неуверенность в себе.
□ Застенчивость.
□ Высокий уровень требований к себе.
□ Стремление привлечь симпатию окружающих посредством жа¬лости к себе.
□ Постоянное чувство вины и стыда. О Страх неудачи.
О Страх успеха. О Обидчивость.
□ Тайная мстительность.
□ Болезненное восприятие критики.
□ Избегание конфликтных ситуаций, даже в ущерб себе.
□ Невозможность выразить свое мнение, постоять за себя.
□ Хроническая неудовлетворенность жизнью.
□ Стремление передать ответственность за важные решения и свою судьбу другим людям.
□ Склонность выбирать доминирующих партнеров, руководящих его жизнью.
□ Склонность выбирать критикующих и унижающих его партне¬ров (выполняется модель родительской семьи).
□ Склонность к депрессии.
Какое все это имеет отношение к созависимым отношениям? Са¬мое прямое. Человек с комплексом самоуничижения строит свои от¬ношения со значимыми людьми по принципу «Любовь через отказ от собственного суверенитета и растворение своей психологической тер¬ритории в территории партнера».
Он успокаивает собственную тревожность и максимально избегает страха неудачи и страха успеха, если передает ответственность за свою жизнь значимому Другому. Ему проще не испытывать своих желаний, не иметь собственных целей и стремлений, поскольку они предпола¬гают определенную деятельность и достижение результата, который подлежит оценке. Сильный, активный, властный партнер, который готов распоряжаться его жизнью и диктовать свои условия, максималь-но соответствует самоуничижающемуся человеку. Он готов растворять¬ся и угождать, он привык слушаться и быть незаметным. Да и критика доминирующего партнера хотя и больно ранит, но вполне привычна. Мало того, она ему необходима, поскольку постоянно возвращает его в привычную атмосферу его детства и подтверждает субъективное чув¬ство верности его выбора: при таком количестве собственных «недо¬статков» ему просто не выжить без неустанного руководства близкого человека. Он чувствует себя абсолютно зависимым, но эта зависи¬мость — единственно возможный для него способ существования.
Соответственно, партнер должен обладать всеми качествами, по¬зволяющими ему занимать доминирующую позицию. Мы можем пред¬положить, что при длительном и близком общении со зрелой личнос¬тью, доброжелательном отношении человека, заботящегося о развитии своего избранника, самоуничижение постепенно могло бы уступить место вере в собственные силы и самоуважению. Но в реальной жизни взаимодействие с таким партнером предполагает длительный период дискомфорта и тревожности. Так что каждый день самоуничижающий¬ся человек будет стремиться подтвердить свою ничтожность, что, в свою очередь, невыносимо для зрелой личности, привыкшей разде¬лять ответственность, уважать свободу решений и стремление к раз¬витию. Такие люди настолько неудобны друг для друга, что их дли¬тельный союз практически невозможен без специальной терапевти¬ческой проработки.
Впрочем, самоуничижающийся человек редко ошибается в выбо¬ре. Он чувствует влечение именно к доминирующим людям, а те видят в нем благодатную почву для удовлетворения своих потребностей во власти и контроле.
Здесь даны описания "комплексов" созависимых, сформированных в детстве. Мне было интересно почитать, я себя нашла с попаданием 80 %, так же нашла свою маму.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ, СОЗДАЮЩИХ СОЗАВИСИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Несомненно, любая типология приблизительна и условна. Доволь¬но редко можно встретить людей, точно отражающих описанные типы. И все-таки психологические портреты позволяют лучше сориентиро¬ваться во внутреннем мире человека, быстрее увидеть скрытые «зве¬нья», построить предположения и проверить их. Каждый тип созави-симого человека является обладателем соответствующего комплекса, выросшего на месте «надлома» его Я в связи с дефицитом любви. В свою очередь, каждый комплекс предполагает и определенный спо¬соб заполнения Я. Эти комплексы таковы: самоуничижение, мучени¬чество, садистские наклонности, нарциссизм и ненасытная жажда любви.
ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА
С КОМПЛЕКСОМ САМОУНИЧИЖЕНИЯ
Человек с комплексом самоуничижения всегда старается держать¬ся в тени — так ему спокойнее. Он уже давно убежден: что бы он ни делал, это обязательно получится плохо, он просто не способен оп¬равдать ожидания других людей, ему не дано достигать успеха, самый лучший способ не вызывать раздражения окружающих — это помень¬ше путаться у них под ногами.
Часто такой человек может выглядеть неряшливо или, по край¬ней мере, невзрачно. Его одежда и прическа как будто просят: «Не обращайте на меня внимания. Я просто не стою этого». Он никогда не стремится занять какую-нибудь заметную должность. У него нет этого не только в планах, но и желания такого он никогда не испы-тывал. Он соглашается с любыми, даже с самыми плохими условия¬ми, и не требует большего, поскольку не считает себя достойным луч¬шей жизни.
Иногда такие люди могут погрязать в нищете и разрушать себя ал¬коголем и наркотиками. В ряде случаев они могут вести вполне дос¬тойный образ жизни, много трудиться и даже достигать определенных успехов. Но больших достижений они боятся. Однажды достигнутые результаты влекут за собой соответствующие ожидания окружающих, а это пугает. Такой человек вовсе не считает успехи собственной заслу¬гой. «Это всего лишь дело случая, — думает он. — И такого может до¬стичь буквально каждый. Но второй раз у меня может просто ничего не получиться. Я только разочарую людей». И он старательно убежда-ет всех, кто отмечает его достижения, в том, что от него практически ничего не зависело. Просто случайное стечение обстоятельств. В даль¬нейшем он еще более тщательно следит, чтобы какой-либо успех слу¬чайно не свалился на его голову. Человек с комплексом самоуничиже¬ния не берет на себя ответственность даже за свои достоинства. Это слишком беспокойно и даже опасно.
Поскольку такой человек не уверен в себе, своих силах и способно¬стях, он не решается самостоятельно принимать решения и предпри¬нимать что-либо важное без подсказки со стороны какого-либо авто¬ритетного лица. Он предпочитает передавать ответственность за себя и свою жизнь кому-нибудь, по его мнению, более компетентному. Из¬бегая ответственности, он избегает и свободы выбора, тем самым час¬то вынуждая себя жить не в соответствии с собственными потребнос¬тями, а выполняя волю и предпочтения других людей.
Такое отношение к себе и своим делам не проходит бесследно. По¬требности человека с комплексом самоуничижения не перестают су¬ществовать, они только подавляются и глубоко скрываются от соб¬ственного сознания. И хроническая неудовлетворенность жизнью — естественное следствие подобного вытеснения. Неверие в свои силы и самоограничения, вызванные этим, глубоко огорчают. Не удивитель¬но, что у таких людей развивается депрессивный стиль мышления: ведь вспоминая прошлое, они видят одни промахи и неудачи; думая о бу¬дущем, они предсказывают себе одни провалы. Оценивая себя, они навешивают на себя самые уничижительные ярлыки.
Как это ни странно, человек с комплексом самоуничижения может быть чрезвычайно внимателен к своей внешности. Он глубоко пере¬живает любой, даже незаметный глазу постороннего изъян, а уж тем более явные отклонения от... эталона красоты. И это — одно из прояв¬лений внутреннего конфликта.
На самом деле, при всей своей внешней скромности и демонстри¬руемой непритязательности такие люди имеют высокий уровень пре¬тензий к тому, каким должен быть «достойный» человек. Именно раз¬ница между образом Идеального Я и восприятием себя реального яв-ляется причиной столь печального комплекса.
Человек с комплексом самоуничижения выглядит скромным и го¬товым угождать всем, кто его окружает. Но в действительности он пол¬ностью сконцентрирован на самом себе. Его голова постоянно занята мыслями о том, как он выглядит в глазах других людей, что он сделал неправильно, в чем виноват. Он заботится прежде всего о себе, когда стремится услужить — он должен выглядеть «хорошим», «милым», скромным. Он не должен раздражать, не должен выделяться на фоне окружающих, должен быть удобным для всех.
Он постоянно сравнивает себя с окружающими, и, конечно, не в свою пользу. А ведь в соответствии с идеальным образом он должен быть лучше них! И это сравнение заставляет его постоянно извинять¬ся. Он предпочитает предупредить людей о собственной несостоятель¬ности, чем переживать впоследствии их разочарование. Кроме того, предупредив, он показывает себя человеком самокритичным, совест¬ливым и скромным.
Самоуничижающийся человек чрезвычайно зависим от мнения ок¬ружающих людей. Поэтому любая критика с их стороны для него не¬выносима. И в этом выражается еще одно противоречие. Критикуя открыто самого себя, он чувствует боль и гнев, если с его словами со¬глашаются. Попробуйте сказать ему, что вы согласны с тем, что он никуда не годится и ни на что не способен, и он затаит враждебные чувства по отношению к вам. Не для того он ругает себя, чтобы вы с ним согласились, а для того, чтобы вы возразили ему, и таким образом он получил, наконец, подтверждение собственной значимости.
Тайная мстительность и враждебность вовсе не чужды самоуничи¬жению. Слишком много человек терпит ограничений, наблюдая, как другие смело идут вперед. Слишком убедителен он бывает, доказывая свою ничтожность. И в результате многие начинают относиться к нему в соответствии с его поведением. А это обидно.
Но обида и враждебность тут же сливаются в жуткой какофонии с чувством стыда и вины. Внутренний конфликт состоит в том, что в глубине души самоуничижающийся человек уверен, что заслуживает презрения, и одновременно он хотел бы выглядеть лучше других.
Будучи не в состоянии принимать самого себя таким, каков он есть, человек с комплексом самоуничижения не способен поверить, что другие, узнавшие все его недостатки, могут отнестись к нему с друж-бой и принятием. Он перестает воспринимать любые положительные чувства других людей. Комплимент он воспринимает как саркастичес¬кое замечание, выражение симпатии — как снисходительную жалость. Если кто-то хочет его видеть — это потому, что он от него что-нибудь хочет. Если другие люди выражают ему свое расположение, то только потому, что они плохо его знают, или потому, что он может быть им чем-то полезен, или потому, что они сами ничего не стоят. Если кто-то не поздоровался с ним на улице — это пренебрежение, если задержал¬ся — это неуважение, если добродушно подшутил — это явное стрем¬ление его унизить. При этом сам человек не осознает происходящие в нем искажения: он уверен, что полностью прав.
Что же служит причиной для развития такого тяжелого комплекса?
Прежде всего — завышенные требования со стороны родителей, оправдать которые ребенок явно не способен.
Следующая причина — постоянные сравнения с другими детьми, которые делают родители и которые оказываются не в пользу ребенка. Понятно, что мама и папа, вероятно, желали таким образом стимули¬ровать у своего чадушки стремление совершенствоваться и достигать успехов. Но получили они как раз обратное: ребенок понял, что он просто не может соответствовать столь высоким требованиям. В даль¬нейшем он сам к себе начинает предъявлять подобные требования, сам себя критикует и сравнивает с другими людьми не в свою пользу. А по¬ка он твердо усваивает, что если он ничего не делает, то получает го¬раздо меньше критических замечаний, чем когда начинает делать и при этом ошибается.
С другой стороны, слишком требовательные родители никогда не бывают полностью удовлетворены действиями ребенка. Посте¬пенно у него развивается страх провала. Это еще больше сковывает его и приводит к новым неудачам. Предвидение одних только не¬удач окончательно рождает в нем убеждение, что безынициатив¬ность и апатия — самый безопасный способ поведения. По край¬ней мере, это не приводит к разочарованию. Но ему жизненно важ¬но получить любовь. Поэтому свою неловкость и неумелость ребенок старается компенсировать ласковостью, послушанием и / или незаметностью. А если ему все-таки приходится что-то делать, он заранее извиняется за свою неполноценность, как бы предуп¬реждая разочарование.
Однако низкое самомнение ребенка вовсе не означает, что он дей¬ствительно никуда не годится. Часто самоуничижение разъедает душу весьма талантливых людей. Поэтому успехи все-таки периодически до¬стигаются, несмотря на все блокирующие обстоятельства. Но любое
—,-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
достижение ребенка вызывает только одну реакцию его родителей: «Ну вот, можешь, когда хочешь!». Теперь от него ожидают еще большего. По существу, от него хотят безупречности и совершенства. Планка тре¬бований поднимается. Угроза провала увеличивается. Так в ребенке развивается страх успеха. Он предпочитает подавить свои способнос¬ти, чтобы даже нечаянно не вызвать пугающие его ожидания.
4. Кто-то из родителей передает ребенку собственный комплекс са¬моуничижения. Он говорит: «Не высовывайся! Куда нам! Есть много людей, которые умнее и лучше во всех отношениях. И они не любят таких, как мы. Чем меньше тебя замечают, тем безопаснее находиться среди людей».
Постоянное подавление собственной энергии и стремление быть незаметным постепенно сказывается на всем облике человека, а затем и на всей его судьбе.
Итак, подытожим все вышеизложенное.
Родительские посылы:
□ «Ты должен соответствовать нашим ожиданиям!»
□ «Ты должен быть лучше других».
□ «Чтобы выглядеть лучше других, ты должен раньше других на¬учиться многому такому, что они не умеют. Причем делать это ты должен в совершенстве».
□ «Если ты не соответствуешь нашим требованиям, то ты ничто¬жество».
П «Если ты не соответствуешь нашим ожиданиям, ты расстраива¬ешь нас, и ты недостоин нашей любви».
О «Не высовывайся, чтобы над тобой не смеялись. Ты не достоин уважительного отношения, ты ничтожество».
Выводы ребенка:
О «Раз я не могу выполнять то, что они от меня требуют, значит, я неполноценный».
□ «Любят только умных, умелых, успешных людей». О «Мне очень нужна любовь, но я ее недостоин».
□ «Мне очень нужна любовь, и я постараюсь, по крайней мере, поменьше раздражать родителей. Для этого я буду милым и пре¬дупредительным. И я постараюсь предупреждать их заранее о возможности моих неудач, чтобы они меньше сердились».
О «Чем реже я что-либо делаю, тем меньше на меня сердятся. По¬этому нужно поменьше проявлять инициативу и свести все дела к минимуму».
П «Нужно тщательно следить, чтобы мои успехи не были слиш¬ком заметными. Все равно, это — дело случая. Но потом я обя¬зательно еще больше разочарую родителей = Меня еще меньше будут любить».
Результаты:
П Эгоцентризм («зацикленность» на себе).
□ Неуверенность в себе.
□ Застенчивость.
□ Высокий уровень требований к себе.
□ Стремление привлечь симпатию окружающих посредством жа¬лости к себе.
□ Постоянное чувство вины и стыда. О Страх неудачи.
О Страх успеха. О Обидчивость.
□ Тайная мстительность.
□ Болезненное восприятие критики.
□ Избегание конфликтных ситуаций, даже в ущерб себе.
□ Невозможность выразить свое мнение, постоять за себя.
□ Хроническая неудовлетворенность жизнью.
□ Стремление передать ответственность за важные решения и свою судьбу другим людям.
□ Склонность выбирать доминирующих партнеров, руководящих его жизнью.
□ Склонность выбирать критикующих и унижающих его партне¬ров (выполняется модель родительской семьи).
□ Склонность к депрессии.
Какое все это имеет отношение к созависимым отношениям? Са¬мое прямое. Человек с комплексом самоуничижения строит свои от¬ношения со значимыми людьми по принципу «Любовь через отказ от собственного суверенитета и растворение своей психологической тер¬ритории в территории партнера».
Он успокаивает собственную тревожность и максимально избегает страха неудачи и страха успеха, если передает ответственность за свою жизнь значимому Другому. Ему проще не испытывать своих желаний, не иметь собственных целей и стремлений, поскольку они предпола¬гают определенную деятельность и достижение результата, который подлежит оценке. Сильный, активный, властный партнер, который готов распоряжаться его жизнью и диктовать свои условия, максималь-но соответствует самоуничижающемуся человеку. Он готов растворять¬ся и угождать, он привык слушаться и быть незаметным. Да и критика доминирующего партнера хотя и больно ранит, но вполне привычна. Мало того, она ему необходима, поскольку постоянно возвращает его в привычную атмосферу его детства и подтверждает субъективное чув¬ство верности его выбора: при таком количестве собственных «недо¬статков» ему просто не выжить без неустанного руководства близкого человека. Он чувствует себя абсолютно зависимым, но эта зависи¬мость — единственно возможный для него способ существования.
Соответственно, партнер должен обладать всеми качествами, по¬зволяющими ему занимать доминирующую позицию. Мы можем пред¬положить, что при длительном и близком общении со зрелой личнос¬тью, доброжелательном отношении человека, заботящегося о развитии своего избранника, самоуничижение постепенно могло бы уступить место вере в собственные силы и самоуважению. Но в реальной жизни взаимодействие с таким партнером предполагает длительный период дискомфорта и тревожности. Так что каждый день самоуничижающий¬ся человек будет стремиться подтвердить свою ничтожность, что, в свою очередь, невыносимо для зрелой личности, привыкшей разде¬лять ответственность, уважать свободу решений и стремление к раз¬витию. Такие люди настолько неудобны друг для друга, что их дли¬тельный союз практически невозможен без специальной терапевти¬ческой проработки.
Впрочем, самоуничижающийся человек редко ошибается в выбо¬ре. Он чувствует влечение именно к доминирующим людям, а те видят в нем благодатную почву для удовлетворения своих потребностей во власти и контроле.