Текст обращения:
Уважаемый законодатель, я, (гражданин-гражданка РФ, жертва насилия, свидетель насилия) ознакомился-ознакомилась с текстом проекта закона О профилактике семейно-бытового насилия, в свете чего хотелось бы обратить внимание на следующее. При нынешней редакции законопроекта государство становится на сторону насильника, а также намерено примирять жертву и насильника. При этом статистические данные свидетельствуют о том, что часто примирение и навязывание сохранения семьи приводит как раз к убийствам жертв. Таким образом, законопроект противоречит духу поддержания общественной безопасности.
В связи с этим прошу и требую учесть варианты правок, предложенные соавторами одной из версий законопроекта. А именно:
1. Определение семейно-бытового насилия(статья 2)
семейно-бытовое насилие — умышленное деяние (действие или бездействие), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического, и (или) психического страдания, и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления
Определение “семейно-бытового насилия” в данной редакции полностью исключает из-под действия закона все виды физического насилия (побои, причинение вреда здоровью и т.п.), так как данные виды насилия всегда содержат в себе признаки административного правонарушения или преступления. В ситуациях семейно-бытового насилия особенно важна защита пострадавших и оказанием им поддержки (социальной, психологической и т.п.) в период подачи потерпевшим заявлений о правонарушении/преступлении, а также в период проверки указанных заявлений (может занимать от 10 дней до 30 суток, а в случае отмены незаконного отказа в возбуждении уголовного дела проверка может занимать несколько месяцев). Таким образом, все потерпевшие, которые ожидают принятия процессуального решения по своему заявлению лишаются мер защиты и социальной поддержки в самой острой и опасной фазе конфликта. Обращение потерпевших в правоохранительные органы увеличивает риск повторения насилия. Кроме того, рассмотрение дел об административных правонарушениях может занимать несколько месяцев, при этом существующее законодательство не содержит никаких мер защиты потерпевших на данный период.
В случаях возбуждения уголовного дела потерпевший может быть защищен мерами процессуального принуждения на период рассмотрения уголовного дела. При этом в указанный период потерпевший особенно нуждается в мерах социальной и психологической поддержки, а исходя из предложенной формулировки, он лишается возможности воспользоваться мерами предлагаемого проекта закона.
2. Лица, подвергшиеся семейно-бытовому насилию (Статья 2)
В указанной формулировке отсутствуют лица, которые совместно проживают и ведут совместное хозяйство, но при этом не связаны свойством. Между тем, до 12% семей живут длительно в незарегистрированном браке, а почти 30% семей проживали совместно и вели совместное хозяйство до заключения официального брака. Таким образом, в указанное определение должны быть включены лица, которые совместно проживают и ведут совместное хозяйство, а также лица, которые ранее совместно проживали и вели совместное хозяйство. Аналогичную позицию высказывал Европейский суд по правам человека по делу Володина против России.
Статья 16:
основанием для профилактики семейно-бытового насилия является:
2. Предлагается сформулировать текст этой части статьи следующим образом: «Обращение граждан, которым стало известно о свершившемся факте семейно-бытового насилия, а также об угрозах его совершения»
3. Статья 23 “Защитное предписание”
Согласно предлагаемому проекту “В целях обеспечения безопасности лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, сотрудником органа внутренних дел, к которому поступило заявление или сообщение от лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, либо сведения от органов или организаций, либо непосредственно сотрудником органа внутренних дел, обнаружившим факт совершения семейно-бытового насилия, попытки его совершения, либо угрозу его совершения, незамедлительно составляется протокол и выносится защитное предписание.”
Между тем, неясно какой именно протокол и в соответствии с каким процессуальным законом составляется сотрудником ОВД, а также какова цель этого протокола. Статья 23: защитное предписание выносится с согласия лиц, подвергшихся насилию, или их законных представителей
Также считаем целесообразным дополнить эту статью формулировкой: “...либо без согласия лица, подвергшегося семейно-бытовому насилию, если есть основания полагать, что лицо, подвергшиеся семейно-бытовому насилию, находится в состоянии зависимости от нарушителя или испытывает страх ввиду нахождения в психотравмирующей ситуации.”
Согласно часть 3 рассматриваемой статьи:
Целесообразно дополнить данные запреты запретом вступать в контакты с пострадавшим через третьих лиц, либо иными способами, посещать место проживания/ пребывания пострадавшего, места работы, учебы, лечения пострадавшего, а также приближаться к лицу, пострадавшему от семейно-бытового насилия, на расстояние ближе, чем на 50 метров, если это лицо находится вне совместного места жительства или места пребывания с лицом, в отношении которого вынесено предупредительное предписание.
Кроме того, необходимо дополнить защитное предписание запретом на совершение семейно-бытового насилия.
4. Судебное защитное предписание.
Необходимо предусмотреть запреты, указанные в пункте 3 настоящего сообщения. Кроме того, согласно п.2 ч.5 ст.22 предлагаемого проекта судебным защитным предписанием на нарушителя может быть возложена обязанность покинуть место совместного жительства или место совместного пребывания с лицами, подвергшимися семейно-бытовому насилию на срок действия судебного защитного предписания, при условии наличия у нарушителя возможности проживать в ином жилом помещении, в том числе по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Важно также предусмотреть возможность обязать нарушителя покинуть место совместного жительства или место совместного пребывания с пострадавшим, когда жилое помещение находится в личной собственности потерпевшего лица.
5. Ответственность за нарушение защитного предписания и судебного защитного предписания
Административную ответственность возможно предусмотреть в случае первого нарушения защитного предписания, а для повторного нарушения защитного предписания и нарушения судебного защитного предписания предусмотреть уголовную ответственность, относя данное преступление к преступлениям небольшой степени тяжести, предусмотрев самое суровое наказание в виде одного года лишения свободы. В данной ситуации не стоит опасаться того, что увеличится количество лиц, осужденных к реальному лишению свободы, т.к. реальное лишение свободы не назначается лицам впервые совершившим преступление небольшой степени тяжести, за исключением случаев указанных в ст.56 УК РФ. В качестве иных видов наказания необходимо предусмотреть исправительные и обязательные работы. Это также позволит судам применять к условно осужденным ч.5 ст.73 УК РФ, т.е. возложить на осужденного ряд профилактических обязанностей (контроль за поведением осужденного, обязанность не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма и наркомании).
6. Механизм межведомственного взаимодействия
Необходимо предусмотреть в проекте закона обязанность по обучению и подготовке сотрудников субъектов профилактики, а также по разработке методических рекомендаций для сотрудников субъектов профилактики. Аналогичные рекомендации Российская Федерация получала также от Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Заключительные замечания 2014 года, Мнения по делам О.Г.против России, Х. и Y. против России).
7. Доступ потерпевших к бесплатной юридической помощи
Также необходимо предусмотреть право пострадавших от семейно-бытового насилия на получение всех видов бесплатной юридической помощи при получении судебного защитного предписания в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, для чего внести в Пункт 2 части 3 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6725; 2013, N 27, ст. 3459) дополнить подпунктом “ж” следующего содержания:
ж) о вынесении судебного защитного предписания.
8.Доступ потерпевших к социальным услугам
Предлагаем в части 5 статьи 9 проекта закона предусмотреть, что социальные услуги в целях защиты граждан от семейно-бытового насилия предоставляются бесплатно.
9. Мониторинг, контроль и надзор за соблюдением законодательства.
В ПФЗ полностью отсутствует глава о мониторинге, контроле и надзоре. Систематический мониторинг Правительством, качественные исследования, статистика важны для отслеживания динамики в сфере семейно-бытового насилия.
10. Поправки в статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Предлагаем исключить из ст. 116.1 УК РФ санкцию в виде ареста и заменить её на санкцию в виде лишения свободы на срок до одного года. Данное предложение с учетом степени общественной опасности соотносится с размером наказания, предусмотренным статьей 116 УК РФ – до двух лет лишения свободы.