- Регистрация
- 8 Сен 2017
- Сообщения
- 226
Бугор, спасибо, очень все пишешь выверено, видно, что это твой собственный опыт — очень ценно именно такие вещи читать.Дым,Tananame, и вам спасибо за душеполезную беседу. Что касается наших желаний и прошений у Бога, то давно известно, что они часто бывают нам во вред или во вред другим, или, что чаще всего бывает, противоречат промыслу Божию. Поэтому святые люди всегда советовали в конце своей молитвы к Богу добавлять: «Но да будет воля Твоя» по примеру самого Иисуса Христа, который в Гефсиманском саду своё моление о чаше закончил словами «впрочем, не моя воля, но Твоя да будет».
А некоторые древние отцы рекомендовали вообще НИЧЕГО у Бога не просить, т.к. Он всемогущий, всеведущий и любящий Бог, и Он сам знает, что нам нужно и в данный момент, и в будущем. А мы можем и не знать, и желания могут быть от лукавого.
Кстати, я тоже начинаю понимать и разделять такой подход. Об этом и в Евангелии говорится: «знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» Мф. 6:8, «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; а у вас и волосы на голове все сочтены…» Мф 10:29-30.
Поэтому многие отцы-пустынники и не просили ничего, а лишь пребывали в так называемой созерцательной молитве и славословии. Кстати, Исаак Сирин практиковал и описывал такие молитвенные состояния. Да и о чём им было просить, если они по 20-30 лет пребывали в скитах или в затворах? Грехи все давно прощены, и об этом они знали, страсти побеждены, связи с миром потеряны – остаётся только благодарить Бога за всё и славословить. А кое-кто из них бывал на время восхИщен в иные миры, и что же они там просили чего-нибудь? Нет, конечно. Лишь пребывали в созерцании и восхищЕнии.
Нам конечно далеко до них, но идея понятна. Кстати, близкий нам по времени Свт. Игнатий Брянчанинов советует в трудных жизненных ситуациях повторять молитву Иисусову или просто сказать вслух или про себя несколько раз (чем больше, тем лучше): «Слава Богу!» и через короткое время вы увидите облегчение ситуации или другое её осмысление, или на ум придёт выход из неё.
С другой стороны, Христос также сказал: «Просите и дано вам будет, ищете и обрящете, стучите и отворят вам…». В конце концов молитва «Господи, помилуй» или «Господи, благослови» - это тоже прошения, поэтому здесь каждый сам должен продумать и выбрать свой формат общения с Богом. Форма здесь, по-моему, не очень важна. Главное – установить такое общение, пытаться любыми способами что-то сказать Богу. И внимательно слушать ответ. Он может прийти не сразу, иногда его (ответ) нужно искать в знаках судьбы или природы, в словах и поступках других людей, в своих мыслях, в книгах, в интернете – да где угодно – «Дух дышит где хочет» (Ин. 3:8).
То, что древное Отцы НИЧЕГО не просили с одной стороны, но в Евангелии Господь говорит «стучаться» — очень парадоксальная вещь. Но и Христианство парадоксально само по себе. Еще есть такая короткая молитва: «Дай мне то, что я и просить не умею». Я тоже к этому прихожу, потому что своей дурной голововой можно выклянчить что-то, а это будет не к пользе. А Там возвратов не принимают, вот и мучайся потом :) Но для этого надо смириться, но не в смысле быть забитым в угол, как часто кажется людям со стороны, а внутренне принять волю Божию и надеяться на его промысел, тогда иногда получается чувствовать себя как бы Его руках. Вообще, в молитве можно каяться, просить прощения, потом благодарить, потом просить чего-то, потом плакать, а затем — радоваться, получив утешение.
Мне многое в нашей церковной среде порой не нравится, часто люди как бы становятся рабами правил, но ведь Господь пришел сделать нас свободными («Познайте истину, и истина сделает вас свободными» Ин. 8:32). Я тоже поначалу видел это неправильно, но повезло, Господь послал на моем пути много опытных священников старой закалки, заставших страцев 20-го века и монахов — когда с ними общаешься, поражаешься, насколько они радостны, мирны, спокойны и внутренне свободны, хотя скорбей и испытаний они перенесли и переносят огромное количество. Жаль, сейчас таких священников остается все меньше.