Жизнь под «маской нормальности»
Как было рассмотрено в первой главе, серийным сексуальным убийцам присущи личностные черты и поведенческие особенности психопатической личности. Одной из классических поведенческих особенностей психопатов, которой обладают маньяки, является умение казаться нормальными. Данное умение получило название «маска нормальности» после опубликования в 1941 году одноименной научной работы Херви Клекли. В данной работе исследователь под «маской нормальности» подразумевает способность психопата казаться абсолютно нормальным, психически полноценным человеком. Cleckley H.M. The Mask of Sanity: an attempt to clarify some issues about the so called psychopathic personality. 1988. P. 7. Таким образом, Клекли показывает, что подобное поведение для психопата нетипично, является притворным и направленным на соответствие принятым общественным нормам.
Но является ли двойная жизнь серийных убийц вечным притворством? Р.Л. Ахмедшин считает, что это не так: если бы подобное социально адаптированное поведение являлось результатом притворства, то окружающие интуитивно почувствовали бы это, или, во всяком случае, не смогли бы характеризовать серийных убийц безусловно положительно. Ахмедшин Р.Л. О природе «маски нормальности» серийных убийц // Известия Алтайского государственного университета. 2001. №2. С. 35. Автор советует при изучении природы «маски нормальности» обратиться к психоанализу, а именно к механизмам психической защиты и топографической модели психики человека, включающей борьбу бессознательного и сознательного. Механизмы защиты, как известно, обусловливают социально одобряемое поведение, хотя естественно приводят к незначительным конфликтным моментам, которые определяют незначительно пониженное восприятие человека окружающими.
Иначе говоря, у обычных людей выброс энергии бессознательного происходит, в том числе, и во время конфликтов.
Серийный убийца в обычной жизни практически бесконфликтен, отчего у окружающих формируется мнение о нем как об идеальном супруге, лучшем друге, замечательном отце, прекрасном соседе. Однако у него блокируемые инстинкты достигают критической массы и «выбрасываются» не порционно в виде небольших конфликтов, а разово в момент совершения жестоких преступлений. Это объясняет тот факт, почему многие серийные убийцы не помнят свое состояние в момент совершения убийств. Ю.М. Антонян называл подобное состояние маньяков экстатическим. Состояние экстаза серийного сексуального убийцы во многом схоже с аффектом, так как для экстаза характерны многие черты последнего: забывание некоторых деталей, полное успокоение после совершенного, иногда сон.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что «маска нормальности» серийного убийцы выражается не в его притворстве, а в состоянии психической стабильности, возникающей вследствие одномоментного выброса бессознательной энергии. Поэтому серийный убийца не притворяется нормальным человеком: после совершения преступления, лишенный груза инстинктов, он представляет собой образец психически здорового, абсолютно уравновешенного человека.
ПиСи - не нравится мне все это!