- Регистрация
- 31 Янв 2008
- Сообщения
- 6,216
- Пол
- мужской
Как известно, мышление алкоголика отличается от мышления обычного человека, не страдающего этим состоянием. Мне хочется описать одну своеобразную черту, которую мне приходится наблюдать, а именно: в мышлении алкоголика часто можно увидеть сочетание противоположных мыслей в один и тот - же период времени. Нечто подобное описывается при шизофрении, когда расщепление эмоций приводит к амбивалентным ощущениям. Т.е. к чувствам, противоположным по знаку, но испытываемым одновременно. В случае алкоголизма речь, как правило, не идет о чувствах, а о мыслях. Создается впечатление, что логика сопровождает эмоции, обслуживает их, а не вызывает.
Поэтому мне кажется правильным называть эти мысли не амбивалентными, а дилемматичными. Больной как будто находится между двумя логиками, оба положения ему кажутся вполне справедливыми, но явное противоречие между ними вызывает чувство дилеммы, невозможного, но необходимого выбора.
Совсем недавно я наблюдал больного, человека средних лет, приехавшего с Украины с семьей, с целью начать «новую жизнь» на новом месте. Нужно полагать, что неспроста ему пришлось покинуть родину, наверняка проблемы с выпивкой у него были и там, Но, тем не менее, он их отрицал, что, впрочем, весьма характерно для алкоголиков.
Его отношение к семье поражало. Он считал, что очень любит жену, раз именно ради нее он и переехал, но тут же высказывал идею о том, что «лучше бы она осталась дома», Потому, что там и климат лучше, и «все свои». Да и сам он видел, как оказывается, ситуацию несколько иначе: «Думал, приеду, устроюсь, может у местной бабы, найду хорошую работу, и буду деньги высылать, и пускай моя не видит, как я тут выпиваю».
Было непонятно, он, все-таки заинтересован в жене, или нет. Потому как, его прямым желанием было увеличить с ней дистанцию максимально.
Его отношение к людям, которые живут здесь, тоже поражало: «тут все умные и хорошие, но по сравнению с нашими – дураки и гады», «живут тут, конечно, хорошо, но с нашими не сравнить», естественный вопрос: «так почему тогда уехали?» вызвал очевидный с его точки зрения ответ: «…так а там у них нищета, все сволочи!»
Вообще, сочетание любви и ненависти очень характерно для этого состояния ума. Очень часто приходится слышать про «проклятую работу, но без нее никак, это моя жизнь!»
Патриотические чувства таких людей можно передать цитатой из Дяди Федора Чистякова: «…как ненавижу, так и люблю свою родину!»
Можно сказать, что мы все любим поругать то, что любим, что немного критики никогда не помешает.. Но, в данном случае речь идет не о критике, а о ненависти, слепой и убежденной, поскольку ненависть не нуждается в аргументах.
Примерно также выглядят понятия веры, отношения к будущему и себе самому.
Как правило, такие люди очень легковерны, но в то же время убеждены в том, что никому верить нельзя. Понятие Бога они часто вообще отрицают или пытаются относиться к нему фамильярно - цинично. Если речь идет о будущем, они довольно ярко планируют события, которые непременно должны с ними произойти, но тут же высказывают «глубокомысленные» идеи о скором наступлении конца света, о вымирании нации от алкоголизма и т.п.
Очень любопытна оценка этих людей самих себя. С одной стороны, они рьяно будут защищать свои недостатки, любая попытка как-то разобраться в ситуации будет восприниматься, как упрек, обвинение. С другой стороны, они часто любят бравировать описаниями своих неприглядных действий. Они постоянно требуют справедливости, но не любят говорить о праведности, часто вообще отрицая этот феномен.
Часто нарочито поражая безграмотностью, необразованностью, они вдруг начинают говорить с акцентом, коверкать слова. Но не забудут при этом подчеркнуть, что они получили очень хорошее образование.
Поведение такого человека тоже противоречиво: как правило, после представления, они настойчиво пытаются нарушить дистанцию, перейти на «ты». Однако, говорят неконкретно, скрытничают, часто делают намеки «ну, ты понимаешь…», очень редко способны ответить простым «да» или «нет».
*
Даже после длительного периода трезвости, эти признаки не исчезают. Можно видеть, как людям, посещающим терапевтические сообщества, удается это замечать в себе и даже смеяться над этим, не позволяя проявлениям руководить своей логикой. Но, если человек ничего не предпринимает для своего роста, можно видеть, что даже после нескольких лет (3-х, 5-ти) все равно остается тот - же феномен, какой был при первом обращении.
Это состояние довольно опасное, поскольку трудно предположить, к чему может привести такого рода логическая петля. Хотя, в случае алкоголизма, предположение строить легко: к очередному срыву.
Поэтому мне кажется правильным называть эти мысли не амбивалентными, а дилемматичными. Больной как будто находится между двумя логиками, оба положения ему кажутся вполне справедливыми, но явное противоречие между ними вызывает чувство дилеммы, невозможного, но необходимого выбора.
Совсем недавно я наблюдал больного, человека средних лет, приехавшего с Украины с семьей, с целью начать «новую жизнь» на новом месте. Нужно полагать, что неспроста ему пришлось покинуть родину, наверняка проблемы с выпивкой у него были и там, Но, тем не менее, он их отрицал, что, впрочем, весьма характерно для алкоголиков.
Его отношение к семье поражало. Он считал, что очень любит жену, раз именно ради нее он и переехал, но тут же высказывал идею о том, что «лучше бы она осталась дома», Потому, что там и климат лучше, и «все свои». Да и сам он видел, как оказывается, ситуацию несколько иначе: «Думал, приеду, устроюсь, может у местной бабы, найду хорошую работу, и буду деньги высылать, и пускай моя не видит, как я тут выпиваю».
Было непонятно, он, все-таки заинтересован в жене, или нет. Потому как, его прямым желанием было увеличить с ней дистанцию максимально.
Его отношение к людям, которые живут здесь, тоже поражало: «тут все умные и хорошие, но по сравнению с нашими – дураки и гады», «живут тут, конечно, хорошо, но с нашими не сравнить», естественный вопрос: «так почему тогда уехали?» вызвал очевидный с его точки зрения ответ: «…так а там у них нищета, все сволочи!»
Вообще, сочетание любви и ненависти очень характерно для этого состояния ума. Очень часто приходится слышать про «проклятую работу, но без нее никак, это моя жизнь!»
Патриотические чувства таких людей можно передать цитатой из Дяди Федора Чистякова: «…как ненавижу, так и люблю свою родину!»
Можно сказать, что мы все любим поругать то, что любим, что немного критики никогда не помешает.. Но, в данном случае речь идет не о критике, а о ненависти, слепой и убежденной, поскольку ненависть не нуждается в аргументах.
Примерно также выглядят понятия веры, отношения к будущему и себе самому.
Как правило, такие люди очень легковерны, но в то же время убеждены в том, что никому верить нельзя. Понятие Бога они часто вообще отрицают или пытаются относиться к нему фамильярно - цинично. Если речь идет о будущем, они довольно ярко планируют события, которые непременно должны с ними произойти, но тут же высказывают «глубокомысленные» идеи о скором наступлении конца света, о вымирании нации от алкоголизма и т.п.
Очень любопытна оценка этих людей самих себя. С одной стороны, они рьяно будут защищать свои недостатки, любая попытка как-то разобраться в ситуации будет восприниматься, как упрек, обвинение. С другой стороны, они часто любят бравировать описаниями своих неприглядных действий. Они постоянно требуют справедливости, но не любят говорить о праведности, часто вообще отрицая этот феномен.
Часто нарочито поражая безграмотностью, необразованностью, они вдруг начинают говорить с акцентом, коверкать слова. Но не забудут при этом подчеркнуть, что они получили очень хорошее образование.
Поведение такого человека тоже противоречиво: как правило, после представления, они настойчиво пытаются нарушить дистанцию, перейти на «ты». Однако, говорят неконкретно, скрытничают, часто делают намеки «ну, ты понимаешь…», очень редко способны ответить простым «да» или «нет».
*
Даже после длительного периода трезвости, эти признаки не исчезают. Можно видеть, как людям, посещающим терапевтические сообщества, удается это замечать в себе и даже смеяться над этим, не позволяя проявлениям руководить своей логикой. Но, если человек ничего не предпринимает для своего роста, можно видеть, что даже после нескольких лет (3-х, 5-ти) все равно остается тот - же феномен, какой был при первом обращении.
Это состояние довольно опасное, поскольку трудно предположить, к чему может привести такого рода логическая петля. Хотя, в случае алкоголизма, предположение строить легко: к очередному срыву.