- Регистрация
- 6 Янв 2014
- Сообщения
- 5,684
- Пол
- мужской
Возьмите то, что вам нравится, а остальное оставьте.
— Аноним
— Аноним
ГЛАВА 2
Обсуждение 12-шаговой программы духовного исцеления Анонимных Алкоголиков
Обсуждение 12-шаговой программы духовного исцеления Анонимных Алкоголиков
Эта глава была истолкована многими как прямая атака на АА, как ненужное, бесплодное и гневное оскорбление «замечательной программы, которая помогла миллионам». Высокопоставленные чиновники государственных органов по борьбе с алкоголизмом и наркозависимостью заявили, что следующие страницы являются «оскорбительными», «заставляют людей защищаться» и «угрожают авторитету RR».
Эта глава посвящена двум вещам. Во-первых, в нем будут обобщены общие возражения, которые многие люди высказывают против программы 12 шагов. Это не обязательно мои возражения, а резюме возражений тысяч разочарованных людей, которые связались с RRS и рассказали нам свои истории. Во-вторых, эта глава познакомит общественность с тем, что происходит в нашей национальной системе лечения наркозависимости. В мои намерения здесь не входит убедить членов АА или ярых теистов в том, что их взгляды ошибочны, или дискредитировать любые успехи метода лечения АА. Вместо этого мы просто рассмотрим каждый из шагов с точки зрения пытливого ума, задавая вопросы, которые естественны для любого, кто еще не убежден в общей правильности 12-ступенчатого кредо.
Идея о том, что автор должен злиться, чтобы критиковать или выражать несогласие, является реакцией ad hominem, которая пытается обойти аргументы автора. Для сторонников религиозных систем мышления также типично полагать, что с тем, кто не согласен, должно быть что-то не так. Существует брошюра АА под названием «АА: Интерпретация для неверующих» (Джон Вайнберг, доктор философии, Фонд Хазелдена), которую стоит получить и прочитать из первых рук. На обложке этого четырнадцатистраничного буклета карикатурно изображен «неверующий», и чтобы поверить в это, нужно увидеть это. Это некрасивый человек — рот искривлен в гримасе, очки сползают с носа, двойной подбородок выступает над воротником, все лицо изрезано глубокими злыми морщинами. Он жалок. Он представляет собой стереотип, занимающий центральное место в традиции АА, и мы можем найти образ этой обеспокоенной души, описанный в «Большой книге». Он «злой», жалкий болван, который отрицает Бога, затем видит ошибочность своего пути, подчиняется своей Высшей Силе, достигает духовного пробуждения и затем живет долго и счастливо.
Одним из препятствий на пути прогресса в лечении наркозависимости является то, что мы могли бы назвать «бласфобией» (боязнь богохульства, от blasphemous - богохульный), или болезненным страхом быть связанным с чем-либо, что может быть истолковано кем-либо как кощунственное, антибожественное, антихристианское, антирелигиозное, сатанинское, демоническое и т. д. В нынешнем виде АА представляет «традиционные ценности» Америки – добро, истину и красоту. Что может быть более привлекательным для общественности, чем тайное общество альтруистов, которые сами были искуплены от беззакония через веру в Бога? Но я должен спросить: «Каков интерес государства в защите идеологии 12 шагов от тщательного изучения?»
Как бы странно это ни звучало, я считаю, что АА не несет ответственности за плачевное состояние, в котором оно находится. Ответственность за неправомерное доминирование АА в американской системе лечения наркозависимости лежит на руководстве наших учреждений общественного здравоохранения и среди помогающих профессий. АА невиновно в том, что ведет себя точно так же, как и другие религиозные экспансионистские организации, и никого не должно удивлять, что, оказавшись за дверью, несмотря на десятилетия прогрессивного импульса и административной пассивности, оно превратилось в социально-медицинский хаос. Задача, стоящая перед нами, состоит в том, чтобы помочь нашей системе здравоохранения отказаться от своей чрезмерной приверженности почтенным 12 шагам и достичь двухпартийной системы – духовной и рациональной – в учреждениях, поддерживаемых государством.
Когда несколько десятилетий назад Билл Уилсон пришел к национальному сознанию, упорядоченное развитие национального здравоохранения было переориентировано на арену духовного исцеления. Названное в те времена «религиозным решением», АА рассматривалось как вдохновляющий пример того, как люди помогают другим преодолеть поведенческую проблему «дипсомании». АА удовлетворило стремление нации ко всему, что могло бы помочь проблемным пьяницам, как раз в то время, когда отменялся сухой закон. Зародилось общественное движение – религиозное движение – и его харизматичным лидером был «Билл У.», которым все восхищались как очень хорошим человеком. Он символизировал триумф человеческого духа над невзгодами, а его скромное, простое обаяние сделало его образцом для подражания для других, борющихся со своими пристрастиями. Со временем его смирение вызвало яростную преданность среди его последователей.
Когда Билл Уилсон умер в 1971 году, начался процесс беатификации (причисления к лику блаженных), который к 1980 году привел к возведению его в ранг народного святого. Символы харизматического лидерства Билла Уилсона настолько сильны, что его простое послание и 12-ступенчатая программа духовного исцеления преодолели барьер, разделяющий церковь и государство. Не имеет значения, знал ли Билл Уилсон, что он делал, когда основывал «религию, которая не является религией», но ясно, что, делая это, он создал неоднозначный организм, не поддающийся определению. «Мы не религия», — часто можно услышать от сотрудников и чиновников государственных учреждений по всей стране, — «мы всего лишь духовная организация».
Американское здравоохранение, важной частью которого является помощь наркозависимым, основано на научных знаниях. Под харизматическим руководством основателей АА и их преемников помощь наркозависимым вышла из-под контроля. Он уклоняется от публичной ответственности, используя сильные символы, заимствуя средства защиты, обычно предназначенные для религий, и используя харизматическую власть. Пока общественность не осознает религиозный фундаментализм, присущий нашей системе лечения наркозависимости, многие люди будут продолжать получать нежелательную религиозную идеологическую обработку в периоды особой уязвимости.
Читая эту короткую критику 12 шагов, вы заметите, что вместе взятые они реализуют философию, согласно которой человек бессилен, подчиняется власти, не способен действовать независимо и бесконечно нуждается во внешней поддержке и руководстве. Это никого не должно удивлять, а обижаться на то, что на это указывают, казалось бы, отрицанием действительности. 12 шагов взяты из древней философии, с которой мы все знакомы. Нравится вам это или нет, но двенадцать идей, представленных ниже, отражают лишь одну из основных философских традиций американского общества, хотя их часто считали универсальным идеалом.
Шаг 1. «Мы признали свое бессилие перед алкоголем, что наша жизнь стала неуправляемой».
Шаг 1 фактически учит аддиктов тому, что они не несут ответственности за то, что кладут себе в рот, что у них нет возможности воздержаться от употребления алкоголя. Может быть, алкоголизм во многом является результатом этой идеи? То есть, не отыгрывает ли алкоголик уже идею о том, что его тяга к алкоголю является абсолютной потребностью, что тяга непреодолима или невыносима и что, когда возникает желание выпить, оно должно быть удовлетворено немедленно и полностью? В той мере, в какой это так, послание этого первого шага может быть контрпродуктивным для тех, кто достаточно заинтересован, чтобы посетить несколько собраний, но на самом деле не склонен принять социальные или теологические элементы спиритуализма АА.
Приобретенная беспомощность, полученная на Шаге 1, часто может оказаться самоисполняющимся пророчеством, в котором аддикт сохраняет этот центральный духовный принцип капитуляции даже после выхода из АА. Например, после посещения нескольких собраний вы можете решить, что АА не для вас и что вы можете трезветь самостоятельно. Итак, вы перестаете посещать собрания, решив бросить пить. Однако что-то задерживается в ваших мыслях и никуда не уходит. Когда вам хочется выпить, вы вспоминаете то, что было сказано на собраниях АА, и вспоминаете искренних людей и их суровые предупреждения:
Вы бессильны перед алкоголем и не можете его контролировать; только Высшая Сила может вернуть вам здравомыслие. Мы все пробовали это самостоятельно, и никто из нас не мог оставаться трезвым, пока не нашел свою Высшую Силу. Вы не можете сопротивляться непреодолимому желанию выпить, и если вы покинете эту группу, вы снова начнете пить; тогда все идет под откос. Эта группа — спасательная шлюпка; оставь нас, и ты утонешь.
Нет другого выхода, кроме как через нашего любящего Бога, который дает нам силы оставаться трезвыми день за днем.
Такая идеологическая обработка никак не поможет вам решить не пить. Наверное, это худшее, что можно сказать тому, у кого проблемы с контролем над импульсами и кто не верит в спасающее божество. Если вы серьезно испытываете искушение выпить, а все эти опытные люди говорят, что вы бессильны перед алкоголем, кто вы такой, чтобы спорить об этом? «До дна! Ура!». Ваш срыв вполне предсказуем.
Главная проблема с идеей бессилия, даже более серьезная, чем негативное психологическое воздействие, которое она оказывает на некоторых аддиктов, заключается в ее полной ложности. Существует просто слишком много примеров алкоголиков, включая этого автора, которые «поумнели и трезвели», когда последствия химической зависимости стали слишком дорогостоящими, слишком рискованными или слишком болезненными. Самостоятельная трезвость встречается гораздо чаще, чем обычно думают, и я встречал много таких людей как в личной, так и в профессиональной жизни. Сомнительно, что кто-либо из нас мог бы помочь себе, если бы мы действительно были убеждены в истинности Шага 1. Некоторые люди находят в себе способность самостоятельно бросить пить, в то время как подавляющее большинство из нас достигает своей цели трезвости и воздержания, получив профессиональную помощь или посетив АА. Обвинение в том, что когда алкоголик обращается за помощью в решении своей проблемы, он признает свое бессилие, просто неверно; обращение за помощью само по себе является мощным актом самоопределения .
Шаг 2: «Мы пришли к убеждению, что сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие».
«Большая книга» Анонимных Алкоголиков, толщиной около трех дюймов, является центральным документом движения АА, и ее влияние на размышления об алкоголизме широко распространено и глубоко. Оно было написано основателями АА пятьдесят лет назад, двумя мужчинами, достигшими трезвости, следуя христианскому плану спасения. Некоторые из их современников, члены «Оксфордской группы», ранее пытались основать секту выздоравливающих алкоголиков, основанную на более ортодоксальной интерпретации христианского богословия. Они потерпели неудачу, отчасти из-за явных религиозных догм, которые они стремились внедрить, в результате чего «Группа Акрон» с ее двусмысленной «Высшей Силой» превратилась в доминирующую теистическую организацию, которой она является сегодня.
Важно ответить на клевету «Большой книги» на атеистов, агностиков (которым посвящена целая насмешливая глава), скептиков, «неверующих» и тех, чьи религиозные взгляды не включают в себя божество-спасителя. «Нападки на АА» (эвфемизм слова «богохульство!») не являются целью нашего бросания вызова «Большой Книге»; мы беспокоимся об отчаявшихся людях, которым вредит его догматическая позиция. Программа «12 шагов» представляет собой прямую атаку на нерелигиозные группы, перечисленные выше. С нашими конституционными гарантиями все справедливо в дискурсе между религиозниками и гуманистами, но мало внимания уделяется интеллектуальному насилию, совершаемому над проблемными людьми, которые не поддерживают Бога, Иисуса, Библию, христианство или религию в целом. Одна из целей «Маленькой книги» — оправдать этих людей — гарантировать, что каждый человек, независимо от личной философии, имеет максимальную возможность для выздоровления.
Серьезные проблемы возникают, когда в определенной отрасли медицины используется подход к лечению, включающий божественное вмешательство или то, что обычно называют «исцелением верой». Проще говоря, не существует ни малейшего объективного доказательства существования разумного сверхъестественного существа во Вселенной. Если бы такие доказательства существовали, религиям не было бы необходимости бесконечно внушать людям такую идею. Людям не составит труда постичь очевидную, доказанную истину.
Божества, боги и тому подобное являются воображаемыми, и люди должны заставить себя поверить в них, поскольку нет никаких доказательств их существования. Многим людям легко поверить таким способом, в то время как другие считают практически невозможным поверить в такие невероятные вещи, как сверхъестественные существа. Именно такое существо, доброжелательное, спасающее божество, называемое «Богом», лежит в основе АА.
«Но, — настаивают старейшины АА, — в АА есть место для любой степени неверия. Все может быть вашей Высшей Силой! Вашей ВС может быть гаечный ключ, дерево, музыка, группа АА и даже Мудрость, но вы обязательно должны верить во что-то большее, чем вы сами и вне вас».
Одним словом, такая тактика неэтична. Очень часто это еще и вредно. Это практикуется повсюду в духовной сети АА и, очевидно, пользуется одобрением ключевых лидеров АА. Это культовая тактика, которая, по мнению многих, умаляет достоинство и авторитет программы 12 шагов. Это игра-приманка и подмена понятий, в которой настоящая цель состоит в том, чтобы обратить неофита в твердую веру во Всемогущего Бога. Предположим, сомневающийся новичок по совету благонамеренных членов принимает судно как свою Высшую Силу. Конечно, он может пройти детоксикацию, медитируя на более мелкие размеры судна, но как насчет следующего препятствия, Шага 3?
Шаг 3: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога, как мы Его понимаем».
Ах? Теперь — это не судно, не так ли? Вы бы препоручили свою волю и свою жизнь судну? Теперь перед нашим новичком стоит задача примирить свою вновь обретенную трезвость с новым, плохо понимаемым «Богом». Пока, судно.
Высшая Сила АА – это гибкое «обучающее божество», призванное (1) помочь новичкам завершить раннюю детоксикацию и абстиненцию, (2) избежать раскрытия негибкого теизма, лежащего в основе АА, и (3) обеспечить постепенное ослабление критического суждения, чтобы неофиты могут дополнительно обучаться теологии АА. Обратите внимание, что по-прежнему существует двусмысленность с «. . . как мы Его понимаем». Даже несмотря на то, что «Он» пишется с заглавной буквы, вас заставляют поверить, что вы все еще вольны сделать «Его» тем, кем вы считаете «Его». Уверен, что это так.
Роберт Хелмфельт, соредактор The Serenity Bible, объясняет, как работает программа 12 шагов: «Мы можем начать как агностики. Тогда мы можем начать рассматривать группу или процесс выздоровления как нашу Высшую Силу, ищущую силы у других людей. Постепенно мы принимаем расплывчатое представление о Боге, которое перерастает в более конкретного монотеистического Бога. В конце концов мы приходим к познанию единого истинного Бога. Если мы не растем духовно в выздоровлении, мы идем назад».
Другими словами, АА представляет Бога больным людям, используя технику «приманки и подставки». Это все, что говорит здесь RRS.