Эгоистичные дети - те, кто в результате воспитания начинают считать себя центром вселенной и любые попытки матери заняться собой, воспринимают, как личное оскорбление и унижение. Я воспитываю его в том ключе, чтобы он любого мужчину, с которым у меня серьезные отношения, воспринимал, как близкого человека, имеющего равные права со мной. А термин пап-муж мамы, кстати, придумала самостоятельно соседская девочка. Мне понравилось.
И я спрашивала и у нее и у своего сына, кто по их мнению папа? Ответ чисто детский, без хитростей и условностей, которые придумали взрослые. Это мужчина, который живет с мамой в одной комнате, со мной гуляет, играет, приходит за мной в школу и обедает со мной за одним столом. Я уточнила - кто же тогда дедушка? Он же тоже мужчина, живущий в нашем же доме. А дедушка - муж бабушки, ведь он живет в ее комнате, вместе с ней, а не с мамой.
А насчет мнений все еще проще. Я мягко торможу деятельность детеныша, перключаю его внимание, когда вижу, что его порывы могут послужить причиной травмы для него. Неважно, какой - физической или психической. И ни в коем случае не запрещаю иметь мнение. Просто спокойно и подробно, на примерах, объясняю, чем может грозить неверное поведение. В миниатюре, не запуская, даю попробовать.
Сердце кровью обливалось, когда он лез в розетку, но я дала ему это возможность. И на дерево полез, шлепнувшись с него. Результат самый положительный.
Если брать мнение, как продукт мыслительной деятельности, опыта и наблюдений, то модель - семья в первую очередь. Мой сын просто констатирует факт, что у других может быть и по-другому. И радуется, что существует такое разнообразие отношений.
Не так давно радостно сообщил, что у одноклассницы Дианки папы не было, а теперь он появился и в школу за ней приходит. Я спросила, как он думает, откуда взялся папа у девочки? Ребенок ответил так, как он воспринимает - мама Дианы встретила дядю и решила, что он должен стать папой для Дианы. А раз мама так решила, то это хороший дядя, ведь мама добрая и самая любимая.