КАК УСТРАНЯЛИ ВРАЖДЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
На Пленуме ЦК ВКП(б) в августе 1927 г. с речью о деятельности партийных ячеек в Красной Армии выступил Ворошилов. Возражая Каменеву по поводу «военной оппозиции», сторонником которой он являлся на VIII съезде РКП(б), Ворошилов обвинил Троцкого в чрезмерном пристрастии к репрессиям против командного и рядового составов, в расстрелах, в том числе и членов партии. Троцкий не выдержал и, перебив Ворошилова, закричал: «Вы лжете совершенно сознательно, как бесчестный каналья, когда говорите, что я расстреливал коммунистов». Ворошилов: «Сами вы каналья и отъявленный враг нашей партии...» Голос: «Призвать к порядку. Канальями называют». Другой голос: «Какие канальи здесь?» Ворошилов: «Ладно, черт с ним». Троцкий: «Что же, меня будут обвинять, что я расстреливал коммунистов, а я буду молчать?» Подвойский: «Вы расстреливали коммунистов. Я список расстрелянных представлю».
12 февраля 1929 года Троцкий направил президенту турецкой Республики заявление: «Милостивый государь! У ворот Константинополя я имею честь известить Вас, что на турецкую границу я прибыл отнюдь не по своему выбору и что перейти эту границу я могу, лишь подчиняясь насилию».
Троцкий действительно оказался на берегах Босфора не по своему желанию. Еще в начале 1928 года он оказывается в политической ссылке в Алма-Ате, где продолжает вести оппозиционную деятельность. В декабре 1928 года в Алма-Ату был направлен специальный уполномоченный ОГПУ, который вручил Троцкому ультиматум с требованием прекратить руководство «левой оппозицией». Троцкий категорически отказался его выполнить. В ответ на это 18 января 1929 года коллегия ОГПУ приняла решение выслать Троцкого за пределы СССР. В 1932 году Верховный Совет СССР лишил его и членов семьи, которые выехали с ним, советского гражданства.
В ЭМИГРАЦИИ
До 1933 года Троцкий жил на Принцевых островах, близ Стамбула, пока его сторонникам во Франции не удалось добиться разрешения на его въезд в эту страну. Летом 1935 году Троцкий перебрался в Норвегию, где жил до января 1937-го. Отсюда он, при посредничестве известного художника Диего Риверы и по приглашению президента Мексики Карденаса перебрался в один из райнов Мехико — Койоакане, где прожил до последнего дня своей жизни — 21 августа 1940 года.
В эмиграции деятельность Троцкого свелась к созданию организации, которая должна была привлечь всех, кто стоял «левее» коммунистических партий и Коминтерна. В начале 1930-х годов троцкистские группы уже действовали в США и Германии. Одной из самых многочисленных становится «левая оппозиция» в Греции. Несмотря на все трудности Троцкому удалось осуществить задуманное — создать группы своих сторонников в ряде стран, пусть и не в таких масштабах, как планировалось.
УБИЙСТВО
Первые признаки готовившейся ликвидации Троцкого дали себя знать уже в 1937 году. В сентябре в Швейцарии, в окрестностях Лозанны, был убит Игнаций Райсс, сотрудник НКВД, симпатизировавший Троцкому. За два месяца до гибели он отправил в ЦК ВКП (б) письмо с призывом к решительной борьбе против сталинизма. В конце 1937 года Троцкий узнал еще об одной жертве — в мае в Испании исчез 34-летний чешский гражданин Эрвин Вольф, личный секретарь Троцкого. 13 июля 1938 года в Париже при загадочных обстоятельствах пропал гражданин германии Рудольф Клемент, один из технических секретарей IV Интернационала, тоже работавший в 1933—1935 гг. cекретарем Троцкого.
В том же году в Мехико была предпринята первая попытка покушения на самого Троцкого. На виллу в Койоакане под видом посыльного, принесшего подарок, пытался проникнуть подозрительный человек. Его не впустили. «Посыльный» скрылся, оставив неподалеку от дома пакет со взрывчаткой. Троцкий понял, что круг замыкается, и начал всерьез задумываться о самоубийстве. Каждый день он начинал с фразы: «Они не убили нас этой ночью. Они подарили нам еще один день».
Убийцей Троцкого стал человек с паспортом на имя канадского гражданина Фрэнка Джексона (он же — бельгийский подданный Жак Морнар, прибывший в США туристом. Его имена, фамилии, гражданства были фальшивыми. Убийца был испанцем. Его звали Рамон дель Рио Меркадер.
Он не торопился и вошел в доверие к близким друзьям Троцкого. Они и ввели его в дом. Вечером 20 августа 1940 года Меркадер, до того уже несколько раз посещавший Троцкого, оставшись с ним наедине, нанес ему удар в затылок альпийской киркой, оставив на голове рану глубиной в 7 сантиметров. На следующий день Троцкий скончался.