Что есть я? Когда я ощущаю себя живым? КОГДА?
ИМХО - когда я могу осязать окружающий мир.
Ощущаю себя - значит осознаю что я могу ощущать, выделяю себя из окружающего мира.
Если так, то все в традициях солипсизма. Я мыслю, следовательно я существую.
Про органы восприятия - да, объективного восприятия не может быть, потому что все, что воспринимается сознательно не только ограничено физическими возможностями, но ещё и отношением, выбором модели интерпретации.
Но я про другое. Я так и не поняла почему Саша считает, что просветление в том, чтобы понять, что ничего нет.
Мне кажется - это не духовная трансформация, а продукт ума. Как упражнение на логику.
Может это важный этап просто. Человек приходит за просветлением в монастырь, например. Он набит убеждениями и представлениями о мире, они его беспокоят, потому что он относится к ним всерьез. И его убеждения постепенно начинают раскачивать, чтобы освободить ум от их значимости.
Через медитативные и трудовые практики он учится осознавать себя глубже, тренирует навыки саморегуляции, учится тормозить ум в его бесконечном цеплянии за слова. И учится настраивать себя на принятие непостижимого средствами ума, освобождает место. (Как в притче про Мастера, когда пришел к нему учёный за пониманием и они сели пить чай. Мастер льет и льет чай в чашку ученого, вода переливается через край, учёный говорит - что вы делаете, льется же. А Мастер ему отвечает - так как я могу дать тебе что-то, если ты пришел с переполненной чашкой?)
Ещё мне нравится описание опыта "общения с богом" в книге Ешь, молись, люби. Я по другому стала воспринимать медитативные практики после ее прочтения.
И мне нравится изречение: когда простой человек достигает знания - он становится мудрецом. Когда мудрец достигает понимания - он становится простым человеком.
Если брать эффект просветления - то это как раз о том, что объединяет многих почитаемых "святых" в разных религиях. Тот же институт старчества, они похожи на буддистских Мастеров. Это не похоже на пустоту. Пустота скорее фигурирует в философских диспутах.
Принимать себя и жизнь с радостью и быть в том, что делаешь. Как дети, я часто беру с них пример. Меня куда-то сносит в дебри чувств о прошлом и будущем, а они козявке в траве радуются или почувствовав камешек в ботинке - немедленно останавливаются, чтобы его вытряхнуть. Закончилось действие и ни козявка ни камешек больше не живут в их чувстве настоящего.