Алкоголь, дети и воспитание

Всеобщий поклон.

Не выходит из головы уже который год мысль - а как нужно воспитать своих детей, чтобы они не попали в ту же алкогольную яму, что и мы. Почти у всех из нас тоже есть дети и наверняка вы тоже задумывались об этом. Кто-то предпринимал конкретные шаги. Ясно, что однозначного ответа не будет, поэтому предлагаю высказываться в свободной форме.

У меня двое детей - старшей 13, младшему 5. Всерьез стал задумываться, когда малой разбирая сумку из магазина, уже стал отличать пиво от водки. И говорить, что это "для папы". Далее я перестал на глазах у детей вливания производить. Понятно, что этого недостаточно.
... Пройдет время, каждый ребенок подойдет к черте, где нужно будет попробовать на вкус алкоголь, курево и т.п. Как же подготовить, уберечь свое чадо от ошибок?

У кого какие мысли, опыт, предложения?

Опыта пока нет, моему 11 лет.
Первое, что приходит в голову - не пить самому. Но сложно это. Архисложно, но можно.

Копируют, безусловно.

К спиртному мои дети (22 года старшей, 16 младшему), к счастью, равнодушны совершенно. Существование алкогольных напитков (в отрыве от меня, естественно) их не волнует абсолютно.

Но вот старшая курит, и причем гораздо больше, чем я. А у меня даже и морального права ее пожурить нет:(

Все копируют все таки модель своей семьи, поэтому - не пить.
В целом может и так! А в частности - в какой-то день (месяц, год) в авторитете может оказаться соседский пацан с опытом.. ☹️

Все копируют все таки модель своей семьи, поэтому - не пить.
В целом может и так! А в частности - в какой-то день (месяц, год) в авторитете может оказаться соседский пацан с опытом.. ☹️