Поделюсь важным взглядом.
"НЕЛЬЗЯ
Выздоравливающему зависимому,
созависимому, человеку склонному к депрессии, психосоматике или вспышкам гнева (получается плюс-минус любому человеку)))) не нельзя употреблять, встречаться с абъюзерами, не следить за питанием, уходить в изоляцию или срываться на крик. С одной стороны да, отказ от прошлых способов справиться со сложными состояниями важен, но всякое бывает и невозможно обещать себе, что в сильном стрессе не начнешь кричать на детей, не выпьешь, не побежишь обратно, не ляжешь бессильно в кровать. И главное, сам по себе отказ бессмысленен, без намного более сложного «нельзя».
То, что и правда нельзя, так это ТЕРЯТЬ СЕБЯ ИЗ ВИДУ. Вот с чем порой сложней всего смириться. Нельзя игнорировать себя, не слышать все части себя, врать себе, не уважать свой ресурс, не воспринимать себя ценным.
Вопрос совсем не только в грусти отказа от чего-то приносящего удовольствие (разрядку, расслабление) какой-то части меня, намного чаще - в горе принятия необходимости постоянного внутреннего усилия оставаться рядом с собой, в ежедневном, ежечасном выделении части энергии на себя, в непрекращающейся работе осознанности.
Быть с со своим постоянно меняющимся (по состояниям, количеству ресурса, актуализовавшимся в здесь и сейчас частях своего Я) в непрекращающемся творческом взаимодействии. Помогать себе-успешному признать успех, себе-провалившемуся принять провал, себе-бессильному помочь восстановиться, а себе-сильному порой вовремя дать по носу, чтобы не лопнул от разбухшего размера.
И тогда вопрос из критического «почему я не справляюсь с жизнью?» превращается в вопрос ответственного «что я вовремя для себя не делаю, где игнорирую, обесцениваю, не замечаю что-то важное, отчаянно вру себе, завышаю возможную планку? Достаточно ли внимания в целом уделяю себе и своим процессам или замечаю себя уже только в пиковых состояниях?».
Потому искомое «выздоровление» никак не связано с отказом от чего-то в себе и снаружи, а наоборот основано на постепенном появлении и укоренении внутри того, кто достаточно бережно и при этом с необходимыми границами сопровождает собственную психическую энергию.
А уже эта фигура никогда не захочет, чтобы ты-остальной прыгал в бездну.
Психолог Татьяна Фишер