Продолжение. Начало здесь и тут.
Вывод четвертый. Алкоголизм - не болезнь, а проявление биологического инстинкта, подобное любви, ненависти или азарту.
Я опять не открываю Америку: то, что я сейчас скажу, так или иначе в разных местах уже не раз проговорено. Я лишь сформулировал это для себя наиболее явным образом.
Меня всегда удивляло то, какими словами говорят об алкоголе. Об этом химическом веществе почему-то говорят как о самостоятельной сущности, - не только почти одушевленной, но даже наделенной собственной волей. "Отношения с алкоголем у Васи не сложились". "Алкоголь мешал его карьере". "Алкоголь не отпускал ее"... В подобных выражениях не говорят ни о каких других вещах, даже играющих не менее важную роль в жизни человека.
Впрочем, нет, о наркотиках тоже говорят сходным образом: "Героин умеет ждать" и т. п. Ну, ничего удивительного: алкоголь - тот же наркотик.
А о чем-нибудь еще так говорят? Да! Точно так же говорят о любви: "Любовь схватила его мертвой хваткой". "Любовь пришла некстати и ушла невовремя". "Любовь совсем измучила ее"... Да, вот такая она, любовь: захочет - прийдет, захочет уйдет. Как пожелает, так и сделает. А тебе остается только покориться.
Только ли наркотики и любовь принято так демонизировать? Не только. В этот список можно добавить еще: ненависть, страх, азарт, вдохновение... Что общего у всех этих сущностей? Вот вопрос. Если найти ответ на него, то ответ на другой сакраментальный вопрос - "Почему мы пьем?" - станет, не побоюсь этого слова, очевидным. Но надо не только найти ответ на указанный вопрос (звучит-то этот ответ, на самом деле, очень просто), а глубоко понять, прочуствовать этот ответ, проникнуться теми непростыми и неочевидными вещами, которые за ним стоят...
Поведение человека обусловлено не только разумом, но и инстинктами. Это вроде бы мы все проходили в школе. Но мы почти не задумывались о том, насколько часто нами, на самом деле, управляет не разум, а примитивнейшие первобытнейшие инстинкты. Инстикты - это ведь не только поесть, поспать, покакать и т. п. Инстинктивно мотивированное поведение часто бывает чрезвычайно сложным и запутанным - так, что и концов не сыщешь. В таких случаях нам кажется, что мы принимаем совершенно осознанные сложные решения, - ан нет! На самом деле эти решения принимаются целиком в угоду простому инстинкту.
Ведь инстинкт всегда СИЛЬНЕЕ разума. Всегда. Это очень важно. Инстинкт дает нам команды напрямую, в обход разума, не обращая на него внимания. А разуму после этого не остается ничего другого, кроме как "подгонять решение под ответ". И тогда поступки человека выглядят странными, глупыми, нерациональными: он зачем-то действует очевидно себе во вред, да еще и с жаром оправдывает свое идиотское поведение.
Наиболее ярко это проявляется, конечно, в любви, о чем написан блестящий тракт. Иной раз диву даешься, в какую ужасную стерву влюбился твой друг, и всем очевидно, какая она стерва, и все до единого знакомые точно знают, чем это кончится для твоего друга, и он сам это знает, и все равно женится, и страстно убеждает всех и себя, что она "не такая", но все кончается именно так, как ему все предсказывали с самого начала. И ведь умнейший же был парень, никогда не делал глупостей, а тут... Это называется "странности любви" и до боли напоминает алкогольное "отрицалово": "Я пью в меру, могу бросить в любой момент, мне это не мешает и т. п." - хотя всем уже давно все не менее очевидно, чем в случае со стервой.
"Странности алкоголя" так похожи на "странности любви" не случайно. У них общая природа. Вообще, всегда, когда поведение человека кажется глупым и нерациональным (например, он беспощадно мстит кому-то, действуя при этом себе во вред, или относит в казино последние деньги до копейки), - это, к бабке не ходи, означает, что тут поработал инстинкт.
Работой каких инстинктов обусловлены "странности любви", исчерпывающе описано в упомянутом трактате. Что же до "странностей алкоголя", то их виновник тоже давно обозначен. В хрестоматийном опыте с крысой животное давит на "райскую педаль", отказываясь от еды и секса, до тех пор, пока не сдохнет. Как говорится, "вот так и человек"... Да, это именно инстинкт: обнаружив источник удовольствия, животное обязано припадать к нему снова и снова. Его обязывает к повторению однажды испытанного удовольствия сама природа, сформировавшая в нем этот инстинкт. Команда на поиск проверенного удовольствия поступает в исполнительные центры организма напрямую, в обход разума. И разуму остается только производить "подгонку под ответ", обосновывая очередную выпивку необходимостью расслабиться, поддержать компанию, насладиться вкусом благородного напитка и т. п., ну, вы все сами знаете.
Еще раз повторю: ничего нового я здесь не открыл. Поведение алкоголика то и дело сравнивают с поведением той подопытной крысы. Но это сравнение обычно подается как любопытный курьез, а не как фундаментальная аналогия, объясняющая "странности алкоголя" и отвечающая на вопрос "Почему мы пьем, несмотря на...?".
И что с этим знанием делать? - спросите вы.
Не знаю пока. Но для меня (именно для меня: не расписываюсь ни за кого больше) это знание крайне важно. Оно лишает алкогольное поведение (включая мое собственное) мистического ореола, что равносильно лишению "зеленого змея" одной из голов. Становится более понятно, с чем мы, собственно, боремся, пытаясь прекратить или уменьшить потребление алкоголя. Мы боремся с первобытным природным ИНСТИНКТОМ, хотя в первобытные времена алкоголь, конечно, не был человеку известен. И теперь мне понятно, почему для борьбы с алкоголем так широко используются страх и бог. Собственно, кроме страха и бога, почти ничего больше и не придумали: либо торпеда (страх), либо АА (бог).
А все дело в том, что инстинкт обладает для человека (как и для любого другого животного) такой гигантской императивной мощью, что против него бессильны практически все средства, особенно разум. Все, кроме... Кроме - другого инстинкта! Если задействовать инстинкт более сильный, чем инстинкт удовольствия, то эффективная борьба с алкоголизмом возможна. Но таких более сильных инстинктов пока нашли только два: инстинкт самосохранения (страха) и инстинкт подчинения доминанту (богу). Вокруг них и вертится вся антиалкогольная "терапия".
Вывод четвертый. Алкоголизм - не болезнь, а проявление биологического инстинкта, подобное любви, ненависти или азарту.
Я опять не открываю Америку: то, что я сейчас скажу, так или иначе в разных местах уже не раз проговорено. Я лишь сформулировал это для себя наиболее явным образом.
Меня всегда удивляло то, какими словами говорят об алкоголе. Об этом химическом веществе почему-то говорят как о самостоятельной сущности, - не только почти одушевленной, но даже наделенной собственной волей. "Отношения с алкоголем у Васи не сложились". "Алкоголь мешал его карьере". "Алкоголь не отпускал ее"... В подобных выражениях не говорят ни о каких других вещах, даже играющих не менее важную роль в жизни человека.
Впрочем, нет, о наркотиках тоже говорят сходным образом: "Героин умеет ждать" и т. п. Ну, ничего удивительного: алкоголь - тот же наркотик.
А о чем-нибудь еще так говорят? Да! Точно так же говорят о любви: "Любовь схватила его мертвой хваткой". "Любовь пришла некстати и ушла невовремя". "Любовь совсем измучила ее"... Да, вот такая она, любовь: захочет - прийдет, захочет уйдет. Как пожелает, так и сделает. А тебе остается только покориться.
Только ли наркотики и любовь принято так демонизировать? Не только. В этот список можно добавить еще: ненависть, страх, азарт, вдохновение... Что общего у всех этих сущностей? Вот вопрос. Если найти ответ на него, то ответ на другой сакраментальный вопрос - "Почему мы пьем?" - станет, не побоюсь этого слова, очевидным. Но надо не только найти ответ на указанный вопрос (звучит-то этот ответ, на самом деле, очень просто), а глубоко понять, прочуствовать этот ответ, проникнуться теми непростыми и неочевидными вещами, которые за ним стоят...
Поведение человека обусловлено не только разумом, но и инстинктами. Это вроде бы мы все проходили в школе. Но мы почти не задумывались о том, насколько часто нами, на самом деле, управляет не разум, а примитивнейшие первобытнейшие инстинкты. Инстикты - это ведь не только поесть, поспать, покакать и т. п. Инстинктивно мотивированное поведение часто бывает чрезвычайно сложным и запутанным - так, что и концов не сыщешь. В таких случаях нам кажется, что мы принимаем совершенно осознанные сложные решения, - ан нет! На самом деле эти решения принимаются целиком в угоду простому инстинкту.
Ведь инстинкт всегда СИЛЬНЕЕ разума. Всегда. Это очень важно. Инстинкт дает нам команды напрямую, в обход разума, не обращая на него внимания. А разуму после этого не остается ничего другого, кроме как "подгонять решение под ответ". И тогда поступки человека выглядят странными, глупыми, нерациональными: он зачем-то действует очевидно себе во вред, да еще и с жаром оправдывает свое идиотское поведение.
Наиболее ярко это проявляется, конечно, в любви, о чем написан блестящий тракт. Иной раз диву даешься, в какую ужасную стерву влюбился твой друг, и всем очевидно, какая она стерва, и все до единого знакомые точно знают, чем это кончится для твоего друга, и он сам это знает, и все равно женится, и страстно убеждает всех и себя, что она "не такая", но все кончается именно так, как ему все предсказывали с самого начала. И ведь умнейший же был парень, никогда не делал глупостей, а тут... Это называется "странности любви" и до боли напоминает алкогольное "отрицалово": "Я пью в меру, могу бросить в любой момент, мне это не мешает и т. п." - хотя всем уже давно все не менее очевидно, чем в случае со стервой.
"Странности алкоголя" так похожи на "странности любви" не случайно. У них общая природа. Вообще, всегда, когда поведение человека кажется глупым и нерациональным (например, он беспощадно мстит кому-то, действуя при этом себе во вред, или относит в казино последние деньги до копейки), - это, к бабке не ходи, означает, что тут поработал инстинкт.
Работой каких инстинктов обусловлены "странности любви", исчерпывающе описано в упомянутом трактате. Что же до "странностей алкоголя", то их виновник тоже давно обозначен. В хрестоматийном опыте с крысой животное давит на "райскую педаль", отказываясь от еды и секса, до тех пор, пока не сдохнет. Как говорится, "вот так и человек"... Да, это именно инстинкт: обнаружив источник удовольствия, животное обязано припадать к нему снова и снова. Его обязывает к повторению однажды испытанного удовольствия сама природа, сформировавшая в нем этот инстинкт. Команда на поиск проверенного удовольствия поступает в исполнительные центры организма напрямую, в обход разума. И разуму остается только производить "подгонку под ответ", обосновывая очередную выпивку необходимостью расслабиться, поддержать компанию, насладиться вкусом благородного напитка и т. п., ну, вы все сами знаете.
Еще раз повторю: ничего нового я здесь не открыл. Поведение алкоголика то и дело сравнивают с поведением той подопытной крысы. Но это сравнение обычно подается как любопытный курьез, а не как фундаментальная аналогия, объясняющая "странности алкоголя" и отвечающая на вопрос "Почему мы пьем, несмотря на...?".
И что с этим знанием делать? - спросите вы.
Не знаю пока. Но для меня (именно для меня: не расписываюсь ни за кого больше) это знание крайне важно. Оно лишает алкогольное поведение (включая мое собственное) мистического ореола, что равносильно лишению "зеленого змея" одной из голов. Становится более понятно, с чем мы, собственно, боремся, пытаясь прекратить или уменьшить потребление алкоголя. Мы боремся с первобытным природным ИНСТИНКТОМ, хотя в первобытные времена алкоголь, конечно, не был человеку известен. И теперь мне понятно, почему для борьбы с алкоголем так широко используются страх и бог. Собственно, кроме страха и бога, почти ничего больше и не придумали: либо торпеда (страх), либо АА (бог).
А все дело в том, что инстинкт обладает для человека (как и для любого другого животного) такой гигантской императивной мощью, что против него бессильны практически все средства, особенно разум. Все, кроме... Кроме - другого инстинкта! Если задействовать инстинкт более сильный, чем инстинкт удовольствия, то эффективная борьба с алкоголизмом возможна. Но таких более сильных инстинктов пока нашли только два: инстинкт самосохранения (страха) и инстинкт подчинения доминанту (богу). Вокруг них и вертится вся антиалкогольная "терапия".