Навязчивые влечения
Патологическое влечение может проявляться в различных формах, в частности, быть компульсивным или импульсивным.
Если считать навязчивыми те влечения, которые бессмысленны по содержанию, сопровождаются тягостным
чувством тревоги и редко, а то и никогда не реализуются в действительности, то многие патологические влечения должны быть исключены из этого круга.
Однако, азартные игроки, запойные пьяницы, клептоманы, сексуальные извращенцы могут мучатся от назойливых мыслей и образов, касающихся объекта их вожделения (что отчасти сближает это влечение с навязчивыми состояниями) какое-то время сопротивляться патологическому влечению и все же получать удовольствие во время его реализации, достигать эмоциональной разрядки.
Можно также предполагать, что в основе, как компульсивных, так и импульсивных влечений лежит наследственная отягощенность, некоторая вязкость аффекта и органическая неполноценность различных структур мозга (гиперфронтальность в случае компульсивного влечения и гипофронтальность — при импульсивном).
В специальной литературе, посвященной патологии влечения, нередко отмечается путаница в феноменологической характеристике этой психопатологии и трудности разграничения компульсивных (навязчивых?) и импульсивных влечений, однако, последнее представляется значимым не только для дифференциальной диагностики психических расстройств, но и прогноза их течения, подбора адекватной терапии этих состояний.
Следует подчеркнуть что у одного и того же пациента могут наблюдаться как импульсивные, так и компульсивные влечения. Вероятно, подобные смешанные состояния встречаются при клептомании, пиромании, патологической игровой зависимости, трихотилломании.
С психоаналитической точки зрения, как импульсивное, так и компульсивное влечение рождается из интрапсихического конфликта и направлено на его ослабление интрапсихического конфликта, однако, механизм устранения напряженности (и тревоги), как и, отчасти, конечный результат, оказываются здесь различными.
Отметим также, что исследователю, трудно удержаться от искушения найти какие-то черты сходства между различными вариантами патологического влечения. Исходя из вышесказанного, представляется оправданным небольшой экскурс в раздел расстройства воли, в «пространство» патологических привычек и влечений.
Еще в начале 90-х годов ХХ столетия многие формы патологии влечения нередко описывались в рамках расстройств обсессивно — обсессивно-компульсивного спектра.
Примерами импульсивного влечение и импульсивного поведения можно считать некоторые формы злоупотребление
алкоголем и психоактивными веществами, повторяющееся стремление к насилию, влечения к суициду и самоповреждениям, перееданию, парафилии.
В настоящее время к расстройствам привычек и влечений (F.63) относят: патологическое влечение к азартным играм (F.63.0), пироманию — патологическое влечение к поджогам (F.63.1), клептоманию — патологическое влечение к воровству (F.63.2), трихотилломанию, перемежающиеся эксплозивные вспышки.
Импульсивное влечение также может встречаться при шизофрении и в рамках тяжело протекающей депрессии.