- Регистрация
- 25 Ноя 2021
- Сообщения
- 12,063
- Пол
- мужской
Аддиктивный разум
привычки
Аддиктивный разум - это та часть «Я», которая находит новые способы оправдывать свое употребление, срывы, чтобы удовлетворить невыносимое побуждение и снять напряжение. Это проявление одержимости во всех сферах даже вне употребления (зависимые черты в трезвости). Я работаю в подходе когнитивной терапии, поэтому основной акцент делается на работу с когнициями, нашими мыслями (правилами, требованиями, убеждениям),это все то, что мы себе говорим в момент стрессовой ситуации или триггера, наши мысли в свою очедель влияют на наше эмоциональное состояния, поведение. Поэтому давайте разберем ключевой момент в терапии зависимого поведения - это автоматические мысли или как мы их называем с клиентам "мысли красной черты", напрямую связанные с употреблением алкоголя или ПАВ. Это то, что завивимый говорит себе об употреблении алкоголя или наркотиков и что повышает вероятность рецидива. Мысли оправдывающие рецидив, дают добро на употребление. Примеры мыслей красной черты: -Я должен выпить, должен употребить - Никто не должен знать о моем употреблении - На самом деле неважно употребляю я или нет - Я могу контролировать это - Я собираюсь выпить только сейчас, употребить один раз - У меня был плохой день, могу и употребить -Я заслужил того, чтобы выпить, употребить -Хуже не будет -Сегодня особый случай -Не могу отказаться и тд У каждого свои варианты таких мыслей, поэтому подумайте о том, как вы даете себе разрешение на употребление? Это все поверхностные истины, иллюзии и мифы, которые нужно прорабаывать в терапии. Почему в терапии? Потому что нельзя решить проблему самому, используя старый тип мышления, изменить мышление в одиночку также тяжело, так как активны механизмы защиты, есть компульсивность на урвоне действий и мыслей, которую не предолелеть лишь дисциплиной и силой воли, да и аддиктивный разум будет подкидывать все новые заманчивые причины "немного выпить" и приятные воспоминания из прошлого "так было хорошо". Какие есть техники для самостоятельной рабоыт над автоматическими мыслями? -Самонаблюдение, осознанность- это значит присутствовать в каждом действии своей жизни. Принятие – переживать все таким, какое оно есть, не избегая чувств (любые мои чувства нормальны, поведение – не всегда, выбирать полезное и эффективное в долгосрочной перспективе) -Оспаривание.Где доказательства вашей мысли? Насколько мысль логична? Полезна ли она? Какие последствия -что получу сейчас и потом? Скорей всего это ложная истина аддиктивного разума. Дайте название этому разуму, придумайте ему имя и посылайте его куда подальше)) не давайте властвовать ему у себя в голове, не раскручивайте мысли, не верьте им -Самоподдержка. Что вы можете сказать себе, чтобы вернуться к настрою на восстановление? -«Оседлайте волну». Представляйте тягу в виде океанской волны "она поднимается, достигает пика и спадает"(немного образной терапии, одна из моих любимых техник). Помните, что это закончится, ни одна эмоция (а тяга - это тоже сильная пиковая эмоция) не задерживается надодого. Просто нужно подождать и понаблюдать, скоро все закончится, не предпринимайте никаких действий на эмоциях -Отвлекитесь. Ресурсное место в воображение, медитация, молитва, прогулка, выйти из ситуации, звонок, релаксация, спорт, стоп - через приятные и менее безопасные действия - Откладывание решения (переносить побуждение на день, повторять перенос) или сделать тайм аут(взять паузу) -Придерживайтесь графика, расписание дня. Можно предвидеть, когда вы окажетесь в триггерных ситуациях, спланировать их – как вы планируете совладать с побуждением? +2 запасных варианта -Пять «О» Остановитесь. Осмотритесь. Отдышитесь. Осознайте. Ответьте. У пациентов с алкогольной зависимостью существует целый ряд возможных целей лечения, терапия не должна ограничиваться только теми пациентами, которые готовы к полному воздержанию от употребления алкоголя (Гастфренд, 2009). Пациенты, испытывающие потребность в лечении синдрома зависимости, на момент начала терапии могут иметь разные степени готовности:
«Нам хотелось узнать одну задачу, которую Вы поставили перед собой в отношении Вашего употребления алкоголя. Пожалуйста, прочтите перечисленные ниже задачи и выберите одну из них, которая точнее соответствует Вашей собственной в данный момент, сделав пометку напротив и внеся недостающие сведения на месте пробела, если таковые имеются».
В тех случаях, когда пациент с алкогольной зависимостью не может и/или не хочет отказываться от употребления алкоголя, специалист может предложить лечение в рамках стратегии снижения вреда в результате употребления алкоголя. Перспективным является назначение селективного модулятора опиоидной системы – налмефена. Налмефен был зарегистрирован в РФ в 2015 г. как средство для сокращения потребления алкоголя у взрослых пациентов. Препарат нормализует дисбаланс мотивационной системы головного мозга у пациентов с алкогольной зависимостью, уменьшая подкрепляющие эффекты алкоголя, и, тем самым, редуцируя желание его употреблять. В любом случае специалист должен обсудить с пациентом последовательность шагов, необходимых для достижения цели, и критерии эффективности. Вероятность наступления рецидива зависимого поведения связана с двумя группами факторов. Одни из них являются статическими и не устранимыми, так как, они либо генетически обусловлены, либо принадлежат к прошлому, личной истории пациента. Например, это может быть особая восприимчивость к алкоголю, исходящая из семейного анамнеза и наследственной предрасположенности, ранний возраст начала алкоголизации, продолжительность злоупотребления алкоголем и степень тяжести физической зависимости и т.д. Другие факторы, напротив, являются скорее социально-психологическими, а стало быть, изменчивыми и, по крайней мере, частично устранимыми. К ним можно отнести стимулирующее воздействие триггеров, провоцирующее обострение аддиктивного влечения, «эффект нарушения абстиненции», воздействие стресса при дефиците навыков совладания или ригидности копинг-стратегий и т.д. Психотерапевтическая работа по профилактике срыва и рецидива направлена именно на работу с устранимыми, динамическими факторами риска. В данной статье мы преимущественно осветим практики, применяемые нами для работы с аддиктивым влечением к алкоголю. Мы используем подходы разных психотерапевтических школ и направлений, таких как: мотивационный подход, техники когнитивно-поведенческой терапии, элементы наративной психотерапии, гештальт-терапии и даже психоанализа (Автономов, 2011). Методы и техники психокоррекционной работы Заключение контракта. Контракт представляет собой устное или письменное соглашение между пациентом и специалистом относительно планируемых изменений, описанное в поведенческих терминах. Цель должна быть структурирована по времени, конкретна, реалистична, достижима и приемлемой для пациента, например: «полностью отказаться от употребления алкоголя на 3 месяца». Само по себе наличие контракта удерживает некоторых пациентов от выпивки, в момент актуализации тяги они вспоминают, что договорились не пить. Пациенты обычно соблюдают только те соглашения, которые соответствуют их цели. Техники «просвещения». На наш взгляд, концепция аддиктивного влечения однозначно полезна для пациентов. Начальным этапом воздействия является информирование и просвещение пациентов о том, что такое тяга к спиртному, какие она имеет характеристики и формы проявления. Задача вмешательства – повышение уровня компетенции пациентов, объяснение причин срывов и возможных прошлых неудач лечения. Важным представляется донесение до пациента информации о том, что «срыв» – это, в большинстве случаев, не внезапное событие, произошедшее по неизвестной причине. Срыв – это процесс, состоящий из стадий и растянутый во времени. «Планирование» употребления, предвкушение, ожидание – это проявление уже возникшей тяги к спиртному, которая есть прямо «здесь и сейчас». Другой задачей информирования является избавление от стереотипов, мифов и неверных представлений пациента о влечении к алкоголю, а также достижение согласованности в терминах и определениях. Для достижения этой цели нами была разработана специальная брошюра (буклет), которую пациент может взять с собой. Чтение этой брошюры может стимулировать интерес пациента к данной теме. Техники «легализации». Целью психокоррекционной работы является обретение возможности пациентом внутренней готовности признавать свою тягу к спиртному с целью в дальнейшем открыто обсуждать ее со специалистом. Многие пациенты отрицают тягу, так как признание в ее наличии может отрицательно сказаться на их самооценке и представлении о себе. Некоторые отрицают тягу потому, что амбивалентно относятся к лечению, другие хотят произвести хорошее впечатление на специалиста или мотивированы на то, чтобы избежать психологического исследования. Ряд пациентов не видят связи межу тягой и рецидивом, по этой причине они не понимают смысла в разговоре о «тяге». Разумной тактикой в этом случае является ретроспективный анализ нескольких последних двух-трех срывов и рецидивов. Для этой цели мы обычно предлагаем воспользоваться таблицей, объясняем, как ее заполнять. Совместно со специалистом, написав и проанализировав прошлые эпизоды рецидивов, пациент на своем личном примере может обнаружить связь между побуждениями, мыслями, чувствами и тягой. Техники «нормализации». Техники «нормализации» во многом связаны с техниками «легализации» тяги. Основной посыл специалиста к пациенту выражен в двух фразах: «Тяга – это нормально» и «Тяга – это всего лишь симптом». Некоторые пациенты опасаются, что, признав у себя факт наличия тяги, они тут же утратят над ней контроль, следуя логике «не буди лихо, когда оно тихо». Другие стыдятся факта наличия тяги, другие думают, что они «плохо выздоравливают», если у них периодически возникает побуждение выпить. Техника «нормализации» состоит в том, что специалист, опираясь на свою эмпатию и выражение поддержки, помогает пациенту принять себя, снять чувство вины и стыда за мнимый дефект. Техника «напоминания и поддержки». Психокоррекционая работа направлена на то, чтобы всячески хвалить и подчеркивать самые скромные результаты и усилия на пути выздоровления. Необходимо увещевать пациентов, внушая надежду на изменение. «Если тяга сильная, – то она не продолжительная и ее нужно просто переждать». «Если тяга долгая, – то она не сильная и можно разобраться, что ее поддерживает». Пациентам следует напоминать, что: «Не следует сознательно провоцировать тягу, но и не нужно ее чрезмерно бояться». «Если у вас возникла тяга, то признайте этот факт, не обманывайте себя, скажите это сами себе про себя или тихонько вслух: «Похоже, у меня тяга!» Осознание своей тяги к спиртному приводит к ее ослаблению». «Возникла тяга? Не принимайте решения выпить. Помните: тяга проходит». В сообществе Анонимные Алкоголики для этой цели используются так называемые «лозунги», которые представляют собой краткие увещевания и напоминания, например: «Только сегодня», «Первым делом главное» и т.д. (Анонимные алкоголики, 1989). Техника работы с защитными механизмами. Целью психокоррекционной работы является помощь в осознании так называемой «фоновой тяги» и бессознательных защитных механизмов личности, скрывавших переживание аддиктивного влечения от самого пациента. Специалист может интерпретировать заявления пациентов о том, что у них «нет тяги», как актуальное проявление действия защитного механизма личности. Главное место занимает просвещение пациентов о природе скрытых психических процессов и роли психологических защит, призванных уменьшать тревогу, связную с осознанием фактов, влияющих на самооценку и представление о себе. Специалист прямо говорит пациентам о том, что в бессознательном нет никакого «нет», приводя простые примеры из жизни, подтверждающей этот тезис. В некоторых случаях пациенты «задним числом» могут понять, что их настойчивое сообщение об «отсутствии тяги» является подтверждением её присутствия. Специалисту следует также обращать внимание на скуку, которая может тоже быть эквивалентом тяги. Гринсон Р. писал: «Если пациенту скучно, то это означает, что он пытается отвратить осознание своих импульсов, и вместо них у него появляется специфическое бессознательное напряжение – скука. Скука вне зависимости от того, что она может означать, является защитой против фантазий» (Гринсон, 2003). Техники «символизации». Техники, помогающие пациентам символизировать их тягу к спиртному, позволяют преодолеть алекситимию и лучше осознать свои потребности. В качестве инструментов можно широко использовать рисуночные техники, работу с образами, символами и написание метафорических писем. В качестве примера, это может быть просьба к пациенту изобразить на бумаге цветными карандашами его образ тяги к алкоголю. Возможна более тонкая попытка дифференциации видов тяги, например: на одном рисунке изобразить тягу к спиртному перед тем, как выпил (после эпизода воздержания), на втором рисунке нарисовать тягу после того, как выпил первые несколько рюмок, на третьем изобразить образ тяги «на следующее утро». Можно попросить пациентов написать письмо своей тяге. Например: «Пожалуйста, напишите себе самому письмо от лица вашей тяги к алкоголю. Начало письма: «Привет … (напишите тут свое имя)! Я твоя тяга к спиртному!». Ответьте на полученное вами письмо». Специалист может давать пациенту задания на дом и потом совместно разбирать и анализировать их, обогащая этим понимание пациента и мотивируя его на изменение. Стимулирование самонаблюдения и самоанализа. Специалист должен помочь пациенту идентифицировать периодически возникающую тягу к спиртному, выявить ситуации-триггеры, мысли и чувства. Для этой цели мы говорим пациентам о взаимосвязи между триггерами – ситуациями и тягой, наглядно представляя следующую схему-взаимосвязь: «ситуация-триггер» – «мысль» – «тяга» – «употребление алкоголя». Далее специалист предлагает специально подготовленную таблицу и подробно инструктирует, как ее заполнять, увещевая пациента заносить в нее любые эпизоды тяги, возникшие в течение дня. Заполнение таблицы является основой «домашнего задания» и регулярно обсуждается на последующих встречах. Пациентам для удобства, чтобы не иметь дела с бумагой, данную таблицу можно предложить заполнять в своем смартфоне или планшете. Тем же, кто категорически отказывается записывать или «забывает» это делать, в качестве альтернативы можно предлагать оставлять голосовые заметки, используя диктофон. В рамках осуществления реабилитационной программы «Качество Жизни» мы пользовались листом бумаг большого размера (А2 или А1), который предварительно разлиновали на один календарный месяц. На этом календаре один раз в неделю мы отмечали сообщаемые нам пациентом данные об эпизодах тяги, с которыми им удалось или не удалось справиться. На каждого пациента имелась одна такая разлинованная таблица-календарь. В конце месяца наблюдений и фиксации результатов складывалась полная картина, которая на некоторых пациентов производила столь сильное впечатление, что заставляла их пересмотреть свои взгляды на проблему с алкоголем и усиливала мотивацию на измерение (Автономов, 2011). Техника контроля триггеров. Идея заключается в том, что через самоконтроль и осуществление контроля над обстоятельствами можно достичь известной степени контроля над самим аддиктивным влечением. Под триггерами в контексте аддиктологии понимается любые эмоциональные состояния и событийные факторы, которые способствуют активации у пациентов аддиктивного влечения после периода воздержания. Для облегчения понимания специалист может рассказать пациенту о роли триггеров в активации тяги на примере экспериментов И.П. Павлова по формированию условного рефлекса у собак, и/или использовать метафору противопехотной мины, в которой триггер – это детонатор, инициирующий взрыв тяги. Специалист совместно с пациентом исследует и выявляет опасные ситуации, а также просит оценить степень риска каждого конкретного триггера, составив индивидуальную карту ситуаций высокого риска, в котором каждому триггеру будет присвоен ранг опасности (например: красный, оранжевый или желтый). Пациенту дается домашние задание, в котором он должен придумать и записать на листе бумаги или в своем смартфоне план, как он будет избегать воздействия каждого конкретного триггера с учетом степени угрозы, которую он несет. Практика «экстернализации» тяги к спиртному. Экстернализация, осуществляемая в рамках нарративного психотерапевтического подхода, предполагает отделение проблемы от человека, вынесение её вовне. Данную технику можно использовать в том случае, если пациент отождествляет себя со своей проблемой. Специалист может выстраивать коммуникацию с пациентом таким образом, чтобы его тяга к спиртному представлялась как нечто внешнее, не тождественное его личности и даже более того – как нечто противостоящее его глубинным личностным и жизненным интересам. Например: Что тяга хочет от вас? Какие образы (картины) показывает вам тяга, когда она появляется? Я правильно вас понял: она показывает вам нечто привлекательное? Какие воспоминания она вам «подкидывает»? Что говорит вам тяга в этой ситуации? Получается, что тяга говорит вам… Чего она от вас добивается? В чем её цель? А чего хотите вы? Что тяга вынуждает вас делать? Если бы тяга была человеком что бы вы ей сказали? Отчего вы вынуждены были отказаться из-за тяги? Какие потери за последний год из-за тяги у вас случились? В этом случае тяга к спиртному представляется, как нечто живое и активное, существующее отдельно, наделенное своей волей и имеющее свои сильные и слабые стороны. Можно напрямую попросить плацента представить свою тягу в виде живого существа, дать имя, описать характер и особенности. Пациента следует спросить: «Какие сильные стороны есть у тяги? Что тяга вам дает? Что она у вас отбирает? Какие слабые места у тяги? В чем ее хитрость? Что не нравится вашей тяги к спиртному? Чего она боится? Что она ненавидит? Как ее можно победить? В чем ее уязвимость?» Подобная постановка вопросов вырядит несколько странно, но благодаря этой технике пациенты лучше сознают свою тягу, начинают понимать себя, свои потребности и становятся более мотивированными, в том, чтобы достичь изменения проблемного поведения. Выявление и уточнение ресурсов совладания с тягой. Практически у всех пациентов есть свои методы преодоления тяги, которые они используют время от времени. Специалист просит пациента рассказать о том, что (или кто) помогает пациенту воздерживаться от выпивки. Послание, которое специалист посылает пациенту таково: «Если что-то работает, делайте этого больше». Дополнительно можно узнать у пациента о том, какие способы борьбы с тягой он считает для себя самыми эффективными (необходимо проранжировать эффективность по шкале от 1 до 10). Помимо этого, можно уточнить у пациента, о каких способах противостояния искушению он ещё знает (например, слышал о них от других людей, читал), но сам ими не пользовался. И какой способ (как думает сам пациент) ему точно не поможет. Подобная постановка вопросов может помочь лучше осознать и ассимилировать собственный опыт противостояния влечению к спиртному. Применение «Техники распознавания голоса зависимости» (ТРГЗ). В программе Рационального выздоровления ТРГЗ представляет собой практику когнитивного реструктурирования, основанную на экстренализации. Применение этого подхода предполагает краткое ознакомление пациента со структурной моделью аддикции и осуществление практики, основанной на разделении личности человека и его зависимости. Исследование «исключений». Специалисту нужно узнать, какие у пациента бывают «исключения», то есть моменты, когда почувствовал тягу и «должен» был «сорваться», но, тем не менее, не выпил и не «сорвался». Для поиска «исключений» можно воспользоваться «Кратким перечнем ситуаций высокого риска срыва». Следует вместе с пациентом целенаправленно выяснять, что конкретно ему помогло остаться трезвым в ситуации опасности. Вопрос, обращенный к пациенту, звучит так: «Что вы делали иначе в это время?» Изучение «исключений» дает возможность для нахождения приемлемых для него решений борьбы с тягой к спиртному. Генерализация и переформулирование. Можно использовать с теми пациентами, которые отрицают у себя наличие тяги («тяги нет – не пью, тяга есть – пью»). «Генерализация» – это искусственное (и в известной степени натянутое), ретроспективное распространение специалистом «концепции тяги» на весь поведенческий репертуар пациента. Перевод тяги в регистр «эго-дистонного». В большинстве случаев зависимые от алкоголя люди переживают тягу к спиртному, как свое субъективное желание. Проблема заключается в том, что «отказаться» можно только от того, что считается или становится «плохим» или чуждым «Я». Задачей специалиста, работающего с тягой, является помощь в переформулировании эго-синтонного и позитивно окрашенного желания пациента «выпить» в эго-дистонное переживание тяги, как симптома зависимости («Тяга – это когда не я хочу выпить – это проявление зависимости во мне»). Предвосхищающие стратегии совладания с тягой. Для выявления опасных ситуаций можно воспользоваться «Кратким перечнем ситуаций высокого риска срыва» и проранжировать интенсивность тяги. Можно предложить пациенту представить в своем воображении конкретную опасную ситуацию (например: навязывание выпивки, конфликт, встречу с другом, «новый год» и т.д). Спланировать тактику выхода, проговорить возможные способы преодоления тяги и понять, насколько он удовлетворен способом выхода из этой ситуации. В свою очередь, специалист играет роль тренера, а иногда и «адвоката дьявола». Техники десенсибилизации и воздействия стимулов. Идея заключается в том, чтобы пациент пережил тягу в экспериментальной ситуации в своем воображении через представление об образе любимого алкогольного напитка. Пациенту следует подумать и создать индивидуальный каталог образов сцен, вызывающих тягу, проранжировав их по 10-ти бальной шкале. Применение парадоксальных техник. Использование этих методов приводят к нарушению типичного шаблона реагирования. Парадоксальные техники требуют от специалиста надлежащей подготовки и могут применяться в ограниченном числе случаев, например, тогда, когда пациент демонстрирует упорные признаки «сопротивления». Техники когнитивной реконструкции. Этот подход предполагает обучение пациента техникам оценки конкретных мыслительных паттернов, осознание их влияния на поведение и настроение, а также, обучение тому, как и на что заменять эти негативные мысли. Техники визуализации. Задачей специалиста является ознакомление пациента с основными видами визуализации, применяемыми для борьбы с тягой. Например, представить большой знак «стоп» и внутренне сказать себе «нет». Пациент может научиться, почувствовав желание выпить, вместо привлекательных воображаемых сцен «кайфа» искусственно представлять себе сцены возможных негативных последствий, похмелья, сцен связанных с чувством отвращения и брезгливости и т.д. Техники отвлечения. Сутью является переключение внимания от возникшей тяги к спиртному на что-либо другое, внешнее находящиеся в среде. Структурирование времени. Метафору, которую специалист может использовать в этом случае такова: «Дьявол найдет чем занять незанятые руки». Техники релаксации. Пациент должен помнить, что тревога, гнев, обида, разочарование и перенапряжение – сильные триггеры тяги к спиртному, по этой причине разумно использовать обоснованный арсенал методов, снимающих напряжение. Главный принцип релаксации, которому следует обучить пациента, таков: «Расслабляете тело, а не пытайтесь расслабить ум». Техники самонапоминания. Можно сделать заметку в смартфоне или карточку из бумаги (картона) и носить ее с собой (в бумажнике, в ключнице). Техника заключается в том, чтобы проинструктировать пациента, почувствовав тягу, начинать перечитывать сохранные записи. Контроль чувства голода и жажды. Пациенты, зависимые от алкоголя, в некоторых случаях путают интероцептивные ощущения голода и тягу к спиртному. Во многих случаях употребление спиртных напитков сочетается с приемом пищи, по этой причине у пациентов возникает устойчивая связь между тягой к алкоголю и чувством голода. Техники самопоощрения и самонаказания. Пациентов следует хвалить и всячески поддерживать, подкрепляя мотивацию изменить свое отношение к алкоголю. Фиксировать мимолетную тягу. Специалист может объяснить пациенту, что во многих случаях эпизоды тяги носят мимолетный и краткосрочный характер. На основании самоотчетов пациентов, практикующих самонаблюдение, можно удивить, что эпизоды их тяги, во многих случаях, носят преходящий характер, зачастую навеянный случайными ассоциациями. На практике во многих случаях честное выполнение этого задания приводит к тому, что пациент отрицающий тягу, на личном опыте приходит к открытию того, что «тяга есть». Это понимание расширяет использование других техник и методов психокоррекции. Зачастую некоторые пациенты, задним числом просматривая прошлые эпизоды попыток бросить пить или сократить потребление, убеждаются что «тяга все-таки была». Принятие ответственности. На практике этот подход является противоположным экстернализации и может быть использован в некоторых случаях. Специалисту следует научить пациента, как использовать «язык ответственности» при описании своих состояний и разговоре о тяге. Стимулирование пациента на поиск методов борьбы с тягой. Ограничение доступности алкоголя. Стратегия заключается в том, чтобы ставить барьеры на пути желания выпить и по возможности максимально физически ограничить доступ к искушению. Искусственное затруднение доступа, по крайней мере, уменьшает вероятность рецидива за счет того, что для реализации намерения выпить под влиянием тяги у пациента остается больше времени, чтобы подумать и изменить свое решение. Техника сводится к вопросу: «Какие действия вы множите предпринять, чтобы уменьшить доступность алкоголя?» Специалист может совместно с пациентом провести что-то вроде «мозгового штурма», чтобы проговорить все возможные варианты. Откладывание выпивки «на потом». Участники групп Анонимных Алкоголиков рекомендуют своим членам придерживаться т.н. «суточного плана», то есть положить конец бесперспективным клятвам и зарокам, «бросить пить навсегда», вместо этого решив не пить только предстоящие 24 часа («Только сегодня»). «Если желание выпить оказывается действительно сильным, многие из нас разбивают сутки на более мелкие отрезки. Мы принимаем решение не пить, скажем, один час. Анализ и обесценивание эпизодов провоцирующих тягу. Пациенты, зависимые от алкоголя, крайне амбивалентно относятся к выпивке и прошлым эпизодам своего пьянства. Приняв решение отказаться от спиртного на какое то время, многие из них в качестве аргументов для самого себя используют собственные истории (нарративы), которые поддерживают их актуальный выбор. Информировать пациента об эффекте «нарушения абстиненции». Под эффектом нарушения абстиненции понимается состояние, возникающее у пациента, принявшего решение не употреблять алкоголь, |