С индивидуальным терапевтом по части «травма –
аддикция» мне очень повезло. Она подобрала мне формат групповой работы. Записывать в группы для терапевтов – на семинары всякие, имеющие отношение к связке «травма – онемение –
аддикция» - в качестве кейса.
Второй день участвую в семинаре о проблемах с формированием привязанности у взрослых травматиков - для врачей. Они меня что-нибудь спрашивают – потом на примере моего ответа что-то разъясняют и мне, и остальным. Гораздо продуктивнее чем обычная группа.
(Краткое содержание предыдущих серий: меня утвердили на бариатрическую операцию с условием: обязательная коррекция посттравматического синдрома (PTSD) в первый год после операции, т.к. травматики - кандидаты на «трансфер
аддикции». Это когда физически лишившись возможности заедать всё, что не разрешают себе чувствовать – начинают это запивать, занюхивать, заигрывать и т.д. То есть
аддикция, как способ глушить нежелательные переживания не уходит, а меняет форму. Сами по себе циклы сброса-набора по 20-60 кг – для меня всю жизнь выполняют роль отвлекающего от всех прочих переживаний манёвра. Считается, что для травматика операция без коррекции PTSD не будет успешной в долгосрочной перспективе).
Хайлайтс:
Причина формирования аддиктивного поведения (склонности к патологическим зависимостям от чего и кого угодно): человек вырос, не получив необходимых навыков как иметь дело с неизбежными негативными переживаниями, чувствами и эмоциями. Такими как: тревога, грусть, боль, отвержение, неуверенность, гнев, стыд.
Люди, его растившие, или отказывались признавать у него наличие негативных переживаний («не выдумывай!»), или запрещали их («прекрати!»), или наказывали («не ной!»), или упрекали в ответ («а мне тогда что вообще повеситься, что ли?!»).
Когда взрослые отказывают детям в простом подтверждении «я вижу, что тебе грустно (больно, страшно, стыдно и т.д.)» - то вместо навыков как справляться с тревогой, грустью, болью, отвержением, неуверенностью, гневом и стыдом – они формируют детям заведомо вредоносные механизмы «избегания неизбежного». Потому что отказ от осознанности, что у меня есть тревога, грусть, боль, отвержение, неуверенность, гнев и стыд – это как закрыть глаза в момент аварии, надеясь «чего не вижу, то не происходит».
Попытки «избежать неизбежного» запускают порочный круг формирования и подкрепления импульсивного поведения: я хочу привязываться – я боюсь негативных переживаний (а вдруг отвергнут, и будет больно, грустно, стыдно, накроют гнев, неуверенность и тревога) – безопаснее обходиться без привязанностей.
В результате взрослого травматика с «дезорганизованной привязанностью» можно безошибочно узнать по следующему рисунку поведения:
- импульсивное, непоследовательное поведение из-за противоречащих друг другу установок «хочу контакта – контакт опасен»;
- травматический опыт, который несмотря на все усилия, никак не получается принять;
- разные формы зависимостей (химические, поведенческие, созависимое поведение в отношениях и т.д.);
- «соскальзывание», уход в себя, расфокус внимания, когда их пытаются привести к осознанности по поводу избегаемых негативных переживаний;
- отказывают своим детям в подтверждении их чувств также, как это делали их родители (анекдот: «Мама заставила меня играть на пианино, а я хотела заниматься фигурным катанием. Я вынесла из этого урок. Когда у меня будет дочь – что бы она ни говорила – она пойдёт заниматься фигурным катанием);
- идеализируют своих партнёров и жизненные ситуации, убеждают себя и других, что всё идеально;
- гнев, саботаж и непоследовательность в ответ на предлагаемую помощь;
- собственные дети не обращаются к ним в моменты, когда им нужны поддержка, утешение, понимание и принятие.
Практики помогающие корректировать «дезорганизацию привязанности»:
- воля признать наличие у себя негативных переживаний – боли, стыда, гнева, тревоги и т.д.
- сочувствие к себе по части ощущения себя использованным или отвергнутым;
- научиться понимать разницу между людьми, которые пытаются использовать и теми, что искренне предлагает помощь;
- установление жестких границ по части «отдавать другим слишком много, потом испытывать гнев, чувствуя себя использованным»;
- записывать моменты, когда возникала тревога в ответ на чьё-то желание сблизиться;
- выбрать осознавать моменты, когда выразил заинтересованность в ком-то, но не встретил взаимности и почувствовал отвержение.
Общая практика: решение видеть и осознавать всё происходящее с собой – просто как факты. It is what it is.
Принятие НЕ РАВНО одобрению или оправданию. Это просто решение увидеть, осознать, признать произведенный эффект. Чтобы не уходить в «импульсы избегания» - заедание, запивание, засматривание и прочие способы «избегать неизбежное», а извлекать опыт и находить решения. Не замирать, а проживать и действовать.
Поговорили о моих негативных переживаниях, что ребёнок такой ребёнок, когда я в её возрасте уже была «perfect survival machine”.
- Она делает то, что положено делать подростку – хватать разные вещи с энтузиазмом, потом бросать их, чтобы схватить следующее. Это здоровый процесс «ощупывания» мира, поиска себя в нём. И это зеркало, в которое ты не можешь посмотреть, поскольку оно показывает тебе всё, чего у тебя никогда не было и все негативные чувства с этим связанные.
А про радикальное принятие разговор получился очень неожиданный – если интересно, могу отдельным постом написать.