3.
Ирвин Дэвид Ялом (англ. Irvin David Yalom; 13 июня 1931, Вашингтон, США) — американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины, профессор психиатрии Стэнфордского университета; известен как автор научно-популярной и художественной литературы. Родился в Вашингтоне в еврейской семье. Родители Ирвина были выходцами из Российской империи (с территории нынешней Белоруссии), эмигрировавшими в США за пятнадцать лет до его рождения.» - Википедия.
Мое знакомство с творчеством Ирвина Ялома началось с романа «Когда Ницше плакал» - перед его прочтением я ожидал от психотерапевта чего угодно, но не полноценного художественного произведения с захватывающей сюжетной линией и детально прорисованными персонажами, образы которых, к тому же, созданы на основе биографий реальных исторических личностей. «Психотерапевтические истории. Хроники исцеления.» - следующая прочитанная мной история, написанная в форме дневников, которые психотерапевт и пациентка ведут параллельно в виде эксперимента – здесь гораздо меньше художественного вымысла, больше психоанализа, но, тем не менее, стиль Ялома узнаваем и позволяет легко погрузиться в атмосферу описываемых событий и размышлений героев, почувствовать то, о чем говорит каждый из них в откровенных воспоминаниях и обыденных диалогах.
После такого разного опыта общения с Яломом-писателем я с нетерпением приступал к роману «Шопенгауэр как лекарство», не зная, что от него ожидать.
В одном из главных героев романа можно узнать автора – психотерапевту Джулиусу приходится, по сюжету, столкнуться со смертельной болезнью, которая заставляет его оглянуться на свою жизнь и оценить ее результаты, задуматься о подведении итогов. Он вспоминает об одном из пациентов, которому не смог помочь избавиться от сексуальной зависимости несколько лет назад и разыскивает его. Он находит Филиппа излечившимся от своего недуга, по его собственному утверждению – с помощью философии Шопенгауэра. Взаимный интерес – у Джулиуса – понять причину выздоровления Филиппа; у Филиппа – получить супервизию Джулиуса для собственной практики в психотерапии (которую он называет «философским консультированием») заставляет их заключить сделку, первым условием которой является участие Филиппа в собраниях психотерапевтической группы Джулиуса в качестве пациента. Появившись в группе, Филипп сильно воздействует на равновесие установившихся там до него отношений, заставляет всех ее участников пересмотреть свои взгляды на проблемы и ценность взаимоотношений и мнений товарищей по лечению. Но основной перемене суждено случиться в сознании Филиппа – перемене, заключающейся в осознании тупика перехода от одной зависимости к другой и необходимости принятия ценности общения как противовеса своему эгоцентризму и пути к достижению ценностей, которые остались недостижимыми для его духовного учителя – Шопенгауэра. Страх смерти, поиски Высшей Силы, освобождение от привязанностей, ответственное принятие себя и наследия Джулиуса становятся путем настоящего выздоровления Филиппа и его новых друзей, которых, как оказывается, можно отыскать и среди тех, кто давно тебя ненавидит.
Очень рекомендую участникам форума, особенно тем, кто размышляет и сомневается по поводу первого визита в
АА или другие психотерапевтические группы.