Саша алкоголик
Ветеран
- Регистрация
- 19 Фев 2020
- Сообщения
- 4,181
- Пол
- мужской
Я уже писал про проблему демаркации научного знания. Есть некий консенсус в научном сообществе о том, что существуют вопросы, на которые научных ответов не существует: что есть бог, есть ли у человека душа, есть ли загробная жизнь. Эти проблемы наука оставила религии. С этой точки зрения бога в науке нет и быть не может. Есть определенный круг пограничных вопросов, относительно которых есть серьезные сомнения в способности науки в принципе их решить, как то соотношения свободы воли и детерминизма, первопричины всего, есть ли граница у нашего мира или он бесконечен..... Тут уже трудятся философы и физики, но никакого единого подхода не существует. Есть гипотезы.
Еще сложнее проблемы морали и нравственности. Существуют теории "естественного права", утилитаризма, позитивистские концепции.
Тут можно говорить обсуждать до бесконечности.
Мне в этой связи нравится базовый методолгический "принцип (гильотина) Юма", который, констатируюет логическую несовместимость суждений факта и суждений долга и, соответственно, невозможность выведения моральных (прескриптивных) суждений из внеморальных (дескриптивных).
Я думаю про взаимодействие Бога и науки Вы как-то все усложняете.
Есть строгий научный принцип, определенная технология построения научных теорий. Согласно ему Бога в научных теориях быть не может.
За их пределами - сколько угодно. И к тому - верит ученый или не верит, отношения это имеет мало.
И да, в результате получается, что у науки своя область, у Веры своя.
А касательно вопрос существования Бога, тут дело даже не в консенсусе, он не нужен. Вопрос существования Бога не покрывается научным методом, не соответствует его критериям, то есть не является научным, и не может быть наукой решен. Чистая технология, без лишних заморочек и споров.
Лень углубляться, но насколько помню высказывание "Бог есть" просто не проходит проверку принципом фальсифицируемости.