Фрея, я так тоже думал. Перепроверил инфу, и оказалось что я ошибался.
Я тут недавно исследовала тему формирования самосознания у детей и в работах исследователей по этапам его формирования и формирования самооценки об этом часто говорится.
Вначале у ребенка нет представления о себе и своих качествах, он повторяет о себе то, что транслируют ему значимые взрослые, не особо понимая содержание. Потом он учится вначале оценивать других и их поступки, но на себя ещё не может этого перенести в момент действия, так как его эмоции, собственная вовлечённость мешают оценке своего поведения.
В развитии мышления операция сравнения является основой для установления многих закономерностей. Это один из базовых логических приемов.
И по мере взросления, накапливая опыт оценивания наблюдаемого поведения и овладев инструментами мышления, позволяющими ему внутри себя, в своем представлении осуществлять эти операции, включая конечно и сравнение - он может оценивать уже свои поступки, побуждения и свои качества более объективно.
И этот механизм действует потом автоматически. Во-первых, он имеет биологическую основу, так как нужен для определения стайных взаимодействий и считывания иерархии, а во вторых он включен как составляющая в процесс выбора партнёров для общения и в понимание других людей.