Теория личности Валентика

Теория личности Валентика

Психогенетическая модель личности Ю.В. Валентика

img_user_file_580496d1813db_16.jpg


В качестве устойчивых состояний — личностных статусов (ЛС) в структуре личности человека были выделены: ЛС «Я—Телесное», ЛС «Я—Ребенок» (сын/дочь), ЛС «Я—Мужчина/Женщина», ЛС «Я—Партнер» (муж/жена), ЛС «Я—Родитель», ЛС «Я—Профессионал», ЛС «Я—Член групп». В каждый момент времени человек переживает свою идентичность в актуализированном и доминирующем ЛС.

В дальнейшем Психогенетическая теория определила развитие личности как процесс наполнения психобиологических образований человека — личностных статусов — соответствующими смыслами, ценностями, установками и стереотипами восприятия и поведения, характерными для того социокультурального окружения, в котором человек живет. Психика формируется и функционирует в процессе развертывания генетической программы в специфических условиях человеческого общества. Развитие личности происходит во взаимодействии со значимыми другими людьми (ЗДЛ).Так, например, для формирования статуса «Я — ребенок», нужны родители или фигуры их заменяющие; для того, чтобы сформировался статус «Я — партнер (муж/жена)» нужны в качестве значимых других людей супруги; для статуса «Я — профессионал» — учителя и коллеги.Такое взаимодействие представляет собой взаимообмен веществом, энергией, информацией и осуществляется через взаимное удовлетворение потребностей.
Этот взгляд на формирование личности явился по сути продолжением и развитием идей классиков отечественной психологии — Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

По мнению Ю.В. Валентика, поведение человека детерминировано биогенетической и социогенетической программами, которые подразумевают наличие потребностей — физиологических, психологических, социальных. Удовлетворение потребностей необходимо для поддержания гомеостаза организма и обеспечения гармоничного состояния психики. Потребности в данном случае выступают мотивами, побудителями к действию, а такие личностные структуры как установки, ценности, смыслы — регуляторами поведения человека. В рамках теории были разработаны определенные совокупности потребностей, характерные для каждого личностного статуса.

img_user_file_580496d1813db_17.jpg


Согласно Психогенетической теории личности, «во взаимодействии со ЗДЛ человек получает и одновременно открывает в себе ресурсы, необходимые для дальнейшего существования. Свертывание отношений со ЗДЛ порождает дефицит ресурсов. Это ведет к страданию, болезни, даже к смерти. В отсутствие реального взаимодействия с нормативными ЗДЛ возникают проблемы с реализацией жизненного цикла, а развитие личности просто не происходит.

Нарушение формирования нормативных личностных статусов, их недоразвитость приводит к недостаточности внутренних факторов, ответственных за контроль поведения. В основе аддиктивных расстройств поведения лежит нарушение способности распознавать свои потребности и регулировать их удовлетворение, отсекая способы, заведомо приводящие к пагубным последствиям.

Если в условиях семьи не научить ребенка распознавать и удовлетворять свои потребности здоровыми способами, формируются, как правило, патологические способы разрядки энергии неудовлетворенных потребностей (употребление психоактивных веществ (ПАВ) или другие виды аддиктивного и девиантного поведения, такие как агрессивное поведение, аутоагрессия, промискуитетное поведение, поведение, связанное с неоправданным риском и т.д.).

Для понимания изменений, происходящих в психологической сфере зависимых пациентов, очень важно описание чужеродного паразитического новообразования в структуре личности, выполненное Ю.В. Валентиком. Ту часть личности, которая появляется у лиц, страдающих зависимостями от ПАВ, и «отвечает» за поддержание болезни, он обозначил как статус «Я»—патологическое («Я—алкоголик», «Я—наркоман»). «Я»—патологическое — это «изменения в эмоциональной, когнитивной и нравственной сферах», возникающие по мере злоупотребления ПАВ, — «динамичное личностное новообразование», контрастное по отношению к существующим нормативным ЛС. Развивается «Я» — патологическое во взаимодействии с лицами, злоупотребляющими ПАВ (например, «собутыльниками» в случае алкогольной зависимости) и, в последующем, может быть актуализировано в любой момент времени. По мере развития зависимости от ПАВ нормативные статусы искажаются, в то время как статус «Я» — патологическое» становится доминирующим.

img_user_file_580496d1813db_18.jpg


В момент актуализации патологического влечения ценности, установки «Я»—патологического регулируют поведение зависимого от ПАВ человека. С точки зрения здорового, не страдающего зависимостью человека, поведение зависимых выглядит неадекватным, однако его легко объяснить с позиций «Я—патологического». Такие симптомы зависимости как некритичность и анозогнозию Ю.В. Валентик объяснял пребыванием пациента в «Я—патологическом», когда нормативные ЛС недоступны. Близкие люди, члены семьи, любовь, дружба, здоровье не являются ценностями в статусе «Я—патологическое». Высшую позицию в ранге ценностей занимает психоактивное вещество или иной аддиктивный агент. «Присутствие пациента в нормативной реальности — лишь видимость. На самом деле он живет в ином, болезненном пространстве — времени».

Представления о психическом здоровье в русле психогенетической теории личности связаны со следующими факторами:

— взаимодействие с соответствующими нормативными значимыми другими лицами по мере прохождения всех жизненных этапов;

— полноценное и гармоничное развитие универсальных нормативных личностных статусов (наполнение их по мере взросления нормативными установками, убеждениями, ценностями, смыслами, поведенческими паттернами);

— сформированность личностной саморегуляции, т.е. умение осознавать и удовлетворять свои потребности здоровыми способами (через реальное самостоятельное решение проблем или использование ресурсов социального окружения);

— в тех случаях, когда потребность не может быть удовлетворена социально-приемлемыми способами, достижение разрядки или использование стратегий совладания (использование психотехнологий, обращение за профессиональной психотерапевтической помощью) и конструктивных копинг-стратегий.
Исходя из психогенетической теории личности, предполагается существование двух принципиальных путей для психотерапевтических вмешательств, позволяющих патогенетически повлиять на поведение зависимого человека: нейтрализации патологических личностных образований и активизации ресурсов нормативной части личности.

Для развития мотивации на лечение у больных с зависимостью от ПАВ необходимо актуализировать нормативные части личности, и способствовать конструктивному удовлетворению потребностей нормативных личностных статусов.

Плодотворная психотерапевтическая и реабилитационная работа с зависимым пациентом возможна благодаря сохранности нормативных частей личности (пусть даже в искаженном состоянии). Возможность изменений появляется с момента переключения активной позиции пациента из «Я»—патологического в нормативные ЛС. Оптимальной является такая психотерапевтическая ситуация, когда психотерапевт становится для пациента одним из нормативных ЗДЛ и осуществляет свои интервенции через соответствующие сферы личности.

Несомненно, Психогенетическая теория личности Ю.В. Валентика позволяет иначе, более глубоко и осмысленно взглянуть на человека и мотивы его поведения, причины развития патологии и способы достижения здоровья. Источник
  • .
Реакции: Inis Mona
Автор
Piramidon
Просмотры
995
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Другие ресурсы пользователя Piramidon

Поделиться ресурсом

Назад
Сверху Снизу