Нужно понять, что Бог есть и Он не я.
Все дело в том, что есть явления, процессы, факты, на которые лично я никак не могу влиять. И это не потому, что я слаб или глуп. Это потому, что они не в моей власти и все. Да, мы привыкли думать, что, если человек до сих пор не может управлять погодой или предсказывать землетрясения это значит только то, что он не может этого пока. Когда-то научится, создаст такие машины, которые смогут и пр. и пр. И мы начинаем переносить этот алгоритм на те явления, которые происходят в мыслях и душах люд.ей. Мы строми модели, которые объясняют их поведение и они нам часто помогают что-то предсказать или, даже повлиять. Но забываем, что это, на самом деле, только модель - подобное изображение и не более того. Как именно работает совесть, ответственность, вера, любовь мы не знаем и никогда не узнаем. Хотя бы потому, что нет инструмента, который бы смог наблюдать за работой мысли "со стороны", Любое наблюдение будет вести человек, используя мышление. А как может рыба посмотреть на рыбу с берега? Они обе в воде.
Значит, получается, что такие явления не могут быть нами поняты просто по определению.
В этом заключается великая мудрость Того, кто все это создавал, а именно - персональная ответственность каждого за свою душу.
Но нам страшно предположить, что мы что-то не контролируем. Нам хочется быть, если не Богом, то, хотя бы, завхозом в его доме. Мы намерены или сами все решать или реализовывать то, что Он хочет, при этом не сомневаясь, что мы знаем Его желания. Мы становимся уже не просто "более мудрыми" чем другие люди, но и считаем, что нам все известно про то, чего хочется самому Всевышнему. И нам часто не нравятся Его желания, которые, как нам кажется, нам известны.
В этом и заключается наша гордыня. Мы недовольны Богом, как будто он нерадивый мальчишка в классе, где я учитель. Надо было так сделать, а Он не сделал или сделал наоборот.
Нам нужно помнить, что Господь каждому предложил свою свободу воли. Это и дар и проклятие, смотря как посмотреть. Но только обладая свободой, человек может делать выбор. И именно от того, какой выбор он сделает и будет зависеть спасение его души. Никто не может посягать на эту свободу, даже с благими намерениями.
Я видел людей, которые не сомневаются в том, что всю жизнь потратили зря. Они знают, что совершили много плохого и не только по отношению к себе. Они осознают, что в том возрасте, с тем здоровьем как сейчас они уже не смогут ничего достичь из того, что могли бы. Но они это поняли и потому они более счастливы, чем те, кто прожил правильную жизнь, будучи уверенным в том, что всего достиг сам и потому ему теперь положен рай на земле.
Как правило, они пытаются сделать что-то хорошее, и часто бывает так, что они не могут исправить свои ошибки, извиниться, загладить вину потому, что те, кого они обидели или уже умерли или не хотят их видеть. И тогда они начинают помогать другим, случайным людям. И, кто знает, кому именно им суждено было помогать? Может, именно тем, кому они сейчас и помогают? Потому, что никто другой бы этого делать не стал, не хватило бы смирения, трудно было бы отказаться от высокомерия или, порой, биологического отвращения. А они могут. Потому, что их путь был таким же или, часто, хуже, сложнее.
Так что.. ничего не остается, как ждать, надеяться, верить и молится. Просить Бога о том, чтобы даровал мне здравомыслие не пытаться менять людей, даже родных, а исправлять себя.