Каюсь. Признаю
Конечно, есть психологи и психологи, как, впрочем, наркологи и наркологи.
Но мир так устроен, что непрофессионалов всегда гораздо больше. Люди, которые поверхностно относятся к предмету во все времена были и есть в подавляющем большинстве, причем слово "подавляющее" тут, наверное, ключевое. У них было время, когда они учились, общаться с "нужными" одногруппниками, они находили возможность писать кучу научных трудов, участвовать в начинаниях, крутиться в тех кругах, где принимают решения. Они защитили все диссертации и получили все регалии. Ну да, им же не надо было работать на 2 ставки сутками, после чего, не помня себя, валиться в тряпки, чтобы хоть немного поспать. И все это потому, что начальная зарплата молодого врача настолько мала, что на нее не то, чтобы жить, выжить невозможно. Впрочем, те, кто поумней, работали на одну ставку а в выходные делали натяжные потолки или строили загородные дома. Да, был такой феномен.
В один прекрасный день, когда происходили ротации в высших эшелонах, их друзья получали очень высокие должности и им нужны были лояльные люди на местах. Именно лояльные. Не обязательно умные. Наоборот, от этих умных столько неприятностей!
А где их взять? Ну, конечно, в телефонной книжке своих корешей-однокашников.
Так что, получается, что учебники, инструкции и пр. пишут те, кто больных не видел. И это было хорошо, потому, что больные бы от них только пострадали.
Это люди, которые устраивали КВН, дискотеки, были активистами в любых общественных начинаниях. Пили с кем надо и спали тем, с кем нужно. Они подставляли свои, не скажу какие места, в тех случаях, когда кто-то из благородных отпрысков залетал, беря на себя их вину. Они были на виду, всегда улыбались и гнобили тех, кто был недостоин. Настоящие "наши люди".
У них не было времени на изучение предмета и получение опыта. Но, а зачем это им?
Что-то мне подсказывает, что это происходит не только в медицине и не только у нас.
Что же касается тех, кого я видел на Горе, в других местах, это были какие-то странные, экзальтированные женщины с печальной улыбкой и уставшим взором, который, видимо должен выражать мудрость. Хотя, некоторые из них были очень возбуждены, активны. Одна даже предлагала ходить с финскими палками, чтобы лучше понять шаги. Ну, шаги.. вы поняли? Хи-хи..
У них даже была какая-то своя школа, которую они называли Гармония ("гармошка") и они не считали людьми тех, кто не знал, что это такое. Мне одна так и заявила: "у меня 3 года гармонии а вы никто"!
Когда им пытаешься что-то сказать, они отвечают криком: "я все знаю"! Боятся, что их уличат в глупости? не иначе.
И у всех у них есть одна отличительная особенность - им нужен враг. Они борются, воюют, они героини, им тяжело, но они не сдаются и побеждают.
В общем, какие-то, почти фашиствующие фурии без какой-либо ответственности, потому, что по образованию они учителя начальной школы или еще что-то в этом роде.
Если говорить про психотерапевтов, то Курпатов это просто хрестоматийный пример того, как у нас становятся официальными "гениями". Никто из профессионалов его не считает специалистом. А его взлет карьеры у всех вызывает только одну фразу: "ну да, при таком папе сложно было не стать большим человеком". И это было, впрочем, признанием его достоинства. потому, что есть очень много примеров того, как, даже с такими папами люди теряли все. Ну, этот, хотя бы не вылил в унитаз то, что ему досталось. Хотя, последний его скандал с геем-любовником, который его обокрал на миллионы, выглядел неприлично.
*
Что касается самой идеи, не знаю. Я лично для себя понял, что все психологические методики можно рассматривать только как инструменты. Это не стратегия лечения. И уж совсем смешно и паршиво, когда это превращают в философию. Как у хирурга есть скальпель, зажимы, проводники, ножницы, катетеры и пр. Иногда для операции достаточно одного скальпеля и пары зажимов. Хотя это может быть довольно сложная операция. А бывает, что вмешательство небольшое, но приходится так подбираться, что прямо на ходу гнешь пальцами катетер, превращая его подобие вязального крючка, т.е. в новый инструмент
Но никто же не будет говорить о скальпель-терапии или строить философию москитологии.
Важна идея. То, к чему мы хотим привести человека. А как мы это будем делать?
Наверное, нужен индивидуальный подход, и еще важно, чтобы сам специалист хорошо владел именно этим инструментарием.
Но нельзя подменять понятия. Путать метод с результатом.