Я бы разделил эти понятия. Даже учитывая, что само понятие интеллект настолько размыто. Я, например, встречал людей с энциклопедической памятью, которые не могли использовать это на практике, потому, что с трудом складывали логические цепочки. Как будто, у человека есть весь пазл, но он не знает, что куда положить. И, наоборот, видел девушку фельдшера, которая как-то интуитивно принимала правильные решения, хотя не могла объяснить, почему именно так решила. Забавно, что этот свой феномен она считала каким-то интимным недостатком и очень обижалась, когда кто-то обращал на это внимание. =)
Именно поэтому мне очень странно слышать про такое понятие, как искусственный интеллект, наверное, я не очень осведомлен о том, что именно имеется ввиду под этим термином. =)
В любом случае, духовный рост это нечто совершенно иное.
Его часто путают с эстетическим развитием. И там тоже есть много разночтений, например, я очень часто встречал людей, которые точно узнают мелодию, будь то классика или рок, могут назвать всех участников группы, назвать год, место исполнения и пр. Но не дослушивают ее до конца, потому, что не понимают, что это прекрасно. Как назвать такого человека - эстет или меломан? Наверное, нет, не подходит.
Еще одно заблуждение - путать интеллект, духовный рост и осведомленность во всем новом. Это, отнюдь, не современное явление, хотя настолько раздражающее, что многие считают его проклятием нашего времени. Я уверен, что это встречалось даже в Древнем Риме. По крайней мере, в русской классике это описано.
Люди начинают считать себя интеллектуально развитыми на основании того, что знают много модных слов. Спасает то, что есть новый термин "продвинутый". Так что, теперь можно говорить примерно так: "Да, ты, несомненно, продвинутый, но не умный" =)
Особенно странно, когда видишь продвинутого психолога, который сам духовный рост превратил в этот феномен, эдакий знаток брендов и этикеток, ни разу не заглянувший в "коробку".
*
Так или иначе, но духовный рост начинается, по моему мнению, с того, что человек правильно определяет для себя сам смысл жизни. Не хватается за плоские шутки, которые мы все хорошо знаем и не пытается их обернуть в подарочную упаковку псевдо-терминов, вроде "комфорт" "мотивация" и пр. А начинает думать шире, глубже. О том, в чем сам смысл моего существования и какую именно задачу мне необходимо решить. Проще говоря, чем я отличаюсь принципиально от животного или, даже, растения.
Для этого необходимо:
1- признать, что не я себе ставлю такие глобальные задачи. Я не могу ни выбирать задачу ни формулировать ее до того, как родился. Значит, есть Что-то или Кто-то, по чьей воле я появился на свет именно в эту минуту и именно в этом месте.
Это не просто, потому, что придется признать, что существует какой-то Интеллект, Смысл, Господь, как хотите называйте, все равно это не будет верно, потому, что мы не можем точно сформулировать или смоделировать это явление. И Эта Сила, более могущественная, чем я. Более емкая, более дальновидная, более широкая в познании. Мне не нужно Ее понимать, или предугадывать или оценивать и предъявлять претензии на основании того, что решения были неверны с моей точки зрения. Они всегда верны, просто мне это не всегда понятно.
2 - Это Нечто, или Бог, как я его понимаю, не испытывает ко мне ничего, кроме любви, но оставляет мне свободу воли, потому, что решить мою задачу, иначе, как сделав правильный выбор я не могу. Так что, если кто-то от меня требует слепого выполнения приказа, тем самым избавляя от мук рассуждений и угрызений совести, он меня лишает этого инструмента. Мне не нужно следовать за таким человеком или организацией, как бы мне этого не хотелось.
3- Результат, который получается в ходе выполнения моей задачи может быть мне неизвестен. Но это не важно. Есть предположение о загробной жизни, где я узнаю все истинные замыслы, но даже, если это предположение неверно, это не должно менять моих нынешних убеждений. Я не ищу выгоды, не заключаю сделок, не ставлю условий.
В общем, получается, что не я - пуп Земли. =) И весь мой эгоцентризм не что иное, как детское заблуждение, допустимое и даже забавное, но только в детстве. А мне нужно взрослеть.
Для этого мне нужно избрать следующие методы:
1- я не должен искать полумер. В таких делах может быть только или "да" или "нет", остальное от лукавого, как сказано в первоисточнике. =) Мне самому нужно решать, где Да, где Нет, но считать, что решил что-то, оставив 50на50 нельзя. Это не решение. Я могу принимать такие решения в быту или при выполнении какой-то работы. Но в том, что касается духовности, полумер не бывает.
2- я должен быть предельно откровенен. Богу все известно, так что, все мои попытки Его обмануть, не что иное, как нелепая клоунада. Вру я сам себе.
Ну, вот, если коротко, то как-то так.
Заметьте, что ни в задачах ни в методах нет необходимости в образовании, вкусе, опыте. Получается, что любой может это постичь и пытаться практиковать.
Другое дело, что, приятней, конечно, если есть возможность красноречиво описывать или приводить убедительные сравнения, особенно, если хватает такта и художественного чутья для того, чтобы размерять пропорции. Но это не принципиально.
Мне, например, интеллект долгое время мешал. Я ошибался, полагая, что объем моих знаний каким-то чудесным образом все сам расставит по местам. Но потом понял, что я похож на человека, у которого есть много инструментов, болтов, гаек, досок и пр. Но нет проекта. А без него что-то построить не получится, хотя, все для "строительства", вроде бы, есть.