"Отдельная задача нашей профилактической деятельности - это совместная работа с Миссионерским отделом по разъяснению опасности обращения за помощью в сектантские организации, которые, используя западную финансовую и политическую поддержку, расплодились, как поганки по всей России. Особенно вызывает тревогу наступательность такого вредного и духовно опасного сообщества, как "Анонимные алкоголики" и "Анонимные наркоманы" (
АА/АН), которые сумели внедриться не только в светские реабилитационные учреждения, но даже в некоторые православные монастыри, в том числе и здесь, в Москве.
Стоит затронуть, прежде всего, вопрос, о том, что в программной литературе
АА/АН особо подчеркивается духовный, но не религиозный характер "12 шагов". При этом понятие "духовность" не расшифровывается, оставляя полную свободу для каких угодно истолкований самими членами
АА/АН. На практике это приводит к подверженности членов
АА/АН влиянию со стороны любых религиозных, философских, псевдо-религиозных и оккультных систем, которые в том или ином контексте употребляют слово "духовность".
Наркозависимые и алкоголезависимые люди, конечно же, нуждаются в духовной поддержке и ищут ее, но "духовность" программы "12 шагов" настолько неопределенна и расходится с традициями Русской Православной Церкви, что люди, попавшие в лукавые программы
АА/АН, рискуют навсегда потерять связь с духовными и культурными традициями своего народа.
Принципиальным различием в православном представлении и положениях программы
АА/АН является, например, то, что алкоголизм в понимании
АА/АН - такая же болезнь, как диабет, и ответственности за эту болезнь алкоголезависимый почти не несет. Православное же вероучение утверждает, что любая зависимость - изначально грех, а уже потом болезнь. Апостол Иаков пишет: "Похоть (то есть, пожелание, страсть - авт.) же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак.: 1; 15).
В последнем номере альманаха "Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму" мы предложили некоторые выводы о личностных особенностях "анонимных" алкоголиков и наркоманов. Позвольте процитировать:
"
1. В результате отождествления с программой у участников движения происходит не возвращение в сообщество независимых людей, а формируется принадлежность к особой группе "анонимных" алкоголиков или наркоманов, что приводит к укреплению чувства собственной исключительности, вплоть до ощущения превосходства над людьми, не имеющими отношения к программе "12 шагов".
2. У участников движения формируется уверенность в том, что без программы невозможно выздоравливать и сохранять трезвость, что стимулирует страх потери 12-шаговой группы, способствует выработке психологической зависимости от программы.
3. С течением времени у членов движения АА/АН снижается способность к критическому осмыслению всего, что так или иначе связано с программой, мышление становится стереотипным и категоричным.
4. Возникает несоответствие декларируемого и реального поведения, которое зачастую становится манипулятивным, и при этом оправдывается с помощью словесной эквилибристики программными положениями.
5. Усугубляется беззащитность "анонимных" алкоголиков и наркоманов перед влиянием любых, в том числе явно деструктивных "духовных" учений и систем. Не осознается внутренняя противоречивость их собственного мировоззрения.
К сожалению, в специальной литературе, посвященной проблемам зависимости, до сих пор уделяется недостаточное внимание критическому анализу программы "12 шагов" и ее влиянию на "анонимных наркоманов" и "анонимных алкоголиков".
Очевидно, что кроме трезвости, которая является основной целью программы, участники приобретают такие психологические качества, которые не могут оцениваться как положительные".
---------------------------
Протоиерей Сергий Бельков, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму СПб епархии
6.02.2006
www.rusk.ru/st.php?idar=104082